Стыд, вина и синдром самозванца
Люди с синдромом самозванца обладают внешними признаками успеха: хорошие оценки, повышения по службе, хорошие отзывы коллег. Тем не менее, в глубине души они чувствуют себя несоответствующими занимаемому месту, как будто они не справляются с работой. Неудивительно, что синдром самозванца вызывает стресс и делает человека несчастным. Что действительно удивляет, так это то, что признание человеком у себя диагноза синдрома самозванца может еще больше усугубить ситуацию.
Понятие синдрома самозванца колеблется между психиатрией, психологией и массовой культурой. Его нет в официальном перечне заболеваний, но существует множество исследований, изучающих распространенность синдрома самозванца в различных группах людей (психологи обычно говорят о "феномене самозванца"). В свою очередь, эти научные работы находятся в тени бесконечных психологических сайтов, книг по самопомощи и всевозможных статей об этом синдроме. Обычно их цель – помочь людям с синдромом самозванца, рассказав, что они не одиноки в своей проблеме и их неуверенность присуща многим другим людям, в том числе знаменитостям, актерам, звездам спорта.
Действительно ли подобная информация полезна? Один только ярлык самозванца подразумевает, что "самозванец" не просто неадекватен. Самозванец – это мошенник, человек, который намеренно обманывает других людей. Стыд, связанный с мнимой неполноценностью, накладывается на вину: "я причиняю вред другим, сознательно скрывая свои недостатки". Благожелательные советы, такие как "притворяться, пока не получится", подкрепляют идею о том, что если человек недостаточно хорош, то он должен лгать. Но многие из нас не могут привыкнуть ко лжи.
Так что поощрение людей думать о своих сомнениях в себе как о "синдроме самозванца" может только усилить их страдания, добавив к стыду за несоответствие вину обмана. Но что, если кто-то уже считает себя мошенником? Поможет ли таким людям информация о том, что это за синдром?
Не всегда. Первая реакция на информацию о синдроме самозванца это мысль: "Как интересно! Сколько талантливых людей считают себя самозванцами. И еще есть я, настоящий самозванец". Человеку с укоренившейся неуверенностью в себе нелегко признать свои сомнения неуместными, даже если он узнает о синдроме самозванца у других людей. Самодиагностика подразумевает, что человек должен каким-то образом поверить, что он не соответствует, и в то же время отвергнуть это утверждение как ошибочное; думать о себе как о мошеннике, но при этом осознавать, что не самом деле это не так.
Другой парадокс заключается в том, что синдром самозванца часто включает в себя глубокий страх "разоблачения". Открытое обладание синдромом самозванца может привлечь внимание к тем самым несоответствиям, которые скрываются, и обнаружить предполагаемый обман. Стыд и вина, объединившись, создают огромную проблему: по иронии, чем хуже синдром самозванца, чем труднее будет признать его публично. При этом, когда мы находимся среди людей, обсуждающих свой синдром самозванца, может показаться хвастовством заявить, что у нас такого состояния нет: скромность и этикет побуждают присоединиться к толпе самозванцев, которые сами себе поставили диагноз.
Но если преодолеть эту сложность, то довольно заманчиво может оказаться думать о своих тревогах, причудах и трудностях как о "синдроме". Псевдомедицинский язык может помочь избавиться от тревожных мыслей, ведь "это лишь мой синдром самозванца". Причисление своей низкой уверенности и страхов не справиться к симптомам расстройства может облегчить чувство вины за то, что мы воспринимаем их как недостатки характера, за которые приходится нести моральную ответственность.
Не существуют четко определенных плюсов и минусов в признании и обсуждении синдрома самозванца с друзьями или коллегами. Но признание моральных аспектов синдрома самозванца и того, насколько он пронизан чувством вины и стыда, имеет решающее значение для этого вызывающего стресс состояния.