Природа альтруизма
Философ Томас Гоббс описал жизнь в природе как «отвратительную, жестокую и короткую». Изучение альтруизма часто было направлено на опровержение этого утверждения. В последние годы на альтруизм обратили внимание эволюционные психологи. По их утверждениям, альтруизм имеет фундаментальное значение в выживании человеческого вида.
Некоторые психологи считают, что альтруистичные люди обычно более счастливы, чем не альтруистичные. Волонтерство и участие в благотворительности помогает повысить самооценку, а некоторые психотерапевты рекомендуют альтруистичное поведение в качестве способа справиться с депрессией, горем или стрессом.
Но альтруизм – это не чисто человеческая черта. Млекопитающие и другие животные тоже в той или иной степени демонстрируют альтруизм. Многочисленные исследования и наблюдения подтверждают наличие альтруизма у человекообразных обезьян и других приматов.
Как горбатые киты спасли тюленя
В январе 2009 морские экологи Роберт Питман и Джон Дурбан находились на борту исследовательского судна у Западного Антарктического полуострова, и они стали свидетелями удивительного происшествия. Стая из одиннадцати касаток атаковала тюленя, укрывшегося от них на льдине. Это само по себе не удивительно, ведь тюлени составляют основу рациона касаток. Но вдруг в гущу событий ворвались два горбатых кита. Вряд ли киты хотели пообщаться с касатками, ведь касатки – единственные их природные враги. Также вряд ли они хотели присоединиться к охоте, ведь горбатые киты едят только креветок и небольшую рыбу. Оказалось, что горбатые киты приплыли, чтобы помочь тюленю. Когда касаткам все же удалось расколоть льдину и столкнуть тюленя в воду, тот поплыл прямо к китам, и один из китов перевернулся на спину и плавником закинул тюленя себе на живот. Там тюлень и переждал опасность, как будто сидел на большой скользкой льдине. Вскоре перепуганный тюлень уплыл в более привычное укрытие, а экологи так и остались гадать, было ли данное поведение китов проявлением альтруизма.
Биологи трактуют альтруизм как любое поведение во благо другого существа за счет затрат или риска для самого альтруиста. То есть, с биологической точки зрения поведение кита было чистым альтруизмом, ведь он затратил энергию и подверг себя опасности, а единственной очевидной пользой было сохранение жизни тюленя.
Зачем животному жертвовать чем-то для другого животного?
На этот счет существует как минимум две объясняющих теории. Родственный отбор объясняет, что животные будут проявлять альтруизм по отношению к членам своей родственной группы, таким образом способствуя распространению своих генов. Это может объяснить, почему живущие в группах животные помогают другим особям в своей группе. Например, луговые собачки издают предупреждающие звуки, чтобы оповестить своих сородичей об опасности.
Но родственный отбор не может объяснить, почему горбатые киты помогают представителям другого вида. Не может этого сделать и другая основная биологическая теория альтруизма, теория взаимности (реципрокности), которая подразумевает, что помощь вероятнее будет оказана тем, кто помог в прошлом или может помочь в будущем. Ведь тюлень никак не может помочь киту.
Но все же должно быть какое-то объяснение. Поступок кита, который наблюдали экологи, не был случайностью – всего было зафиксировано более 70 случаев, когда киты помогали тюленям спасаться от касаток. И горбатые киты – не единственные животные, уличенные в альтруизме. Существует немало историй, как дельфины спасали людей, собак и других дельфинов от нападения акул и от рыболовных сетей. Человекообразные обезьяны также помогают другим животным, и даже человеческим детям, попавшим в вольер.
Возможно ли, что проявления альтруизма у животных – результат настоящего психологического альтруизма, направленного исключительно на благополучие другого?
Раньше считалось, что для психологического альтруизма необходим уровень когнитивных способностей, доступный только человеку. Действительно, ни один другой вид не может сравниться с человеком по абстрактным способностям, мышлению и использованию речи. Но выяснилось, что ни одна из этих способностей не является необходимой для альтруизма.
В одном исследовании было показано, что дети в возрасте до 18 месяцев готовы оказать помощь взрослым. Несколько разных исследований продемонстрировали, что различные животные, от шимпанзе до обычных крыс, способны на альтруистичные поступки. В одном из экспериментов подопытные крысы пытались освободить своих сородичей, попавших в тесную ловушку, даже если это означало отказ от лакомства для себя. Результаты подобных исследований означают, что причины альтруизма кроются не в обеспокоенности справедливостью и нормами морали, которые присущи только людям, а из эмоциональных процессов более низкого уровня, которые люди разделяют со многими другими животными. Активность структур мозга, ответственных за эмоции, стимулирует сочувствие и заботу, то есть способность понимать, когда другое существо нуждается в помощи и желание облегчить чужое страдание. Этих процессов оказывается достаточно, чтобы пробудить альтруизм не только в людях, но и в других животных.
Поскольку животные не умеют разговаривать, невозможно наверняка узнать, почему они поступают определенным образом. Действительно ли горбатые киты понимали, что тюлень находится в беде и искренне хотели помочь? Когда-то такая интерпретация была бы сочтена безнадежным антропоморфизмом – проекцией человеческих качеств на животных. Но приматолог Франс де Вааль, утверждает, что «антроподениальность» – то есть отрицание того, что люди и животные имеют много схожих черт, является не менее серьезным заблуждением. Когда горбатый кит заплывает в стаю касаток, чтобы спасти тюленя, этому можно найти различные объяснения, но неправильно отрицать альтруизм как одну из возможных причин.