Красота несовершенства ваби-саби
Много веков назад, в разгар японской осени, в одном из величественных садов Киото чайный мастер попросил своего ученика подготовиться к чайной церемонии. Юноша подрезал живую изгородь, разгреб гравий, убрал засохшие листья с камней, очистил моховую дорожку от веток. Сад выглядел безукоризненно: ни единой травинки не на своем месте. Хозяин спокойно осмотрел сад. Затем он протянул руку к ветке клена и встряхнул ее, наблюдая, как рыжие листья с небрежной грацией опадают на аккуратную землю. Вот она, магия несовершенства. Вот он, природный порядок, всегда бок о бок с творением человеческих рук. Вот оно, ваби-саби, – подумал мастер Рикю – отец японской чайной церемонии.
Что такое ваби-саби
У ваби-саби много имен. "Характерная черта японской красоты","стимул для безмятежной меланхолии и духовной тоски", "воспитатель аутентичности". Другие называют ваби-саби «мудростью несовершенства», а также «красотой несовершенных, непостоянных и неполных вещей». Или просто «Дзен вещей».
Чем бы это ни было – чувством, эстетикой, философией – коннотации ваби-саби многослойны и сложны. Как и сам термин, они с течением времени подвергались неизбежным трансформациям. Изначально "ваби" означало "одиночество в одинокой жизни на природе", а "саби" означало "увядший" и "худой". Но со временем значение этих слов приобрело более позитивные ноты, – ваби стало означать "горько-сладкую меланхолию от одиночества", а саби – изящество возраста, старины, очарование, приходящее с "цветением времен".
Магия несовершенства сквозь глубину времен
700 лет назад понять несовершенство означало встать на путь просветления. Чайные мастера, буддийские монахи и другие представители японской знати постигали ваби-саби через чайную церемонию, каллиграфию и другие культурные традиции. Благодаря учению Рикю, с помощью чайной церемонии люди могли выйти за рамки своих повседневных забот и найти утешение в простых вещах.
Единственный цветок в бамбуковой вазе, минималистичный свиток, непритязательная патина – все это служит напоминанием о мудрости простой, несовершенной красоты. И что ничто никогда не бывает идеальным. И постоянным.
То, что кажется древними традициями и архаичностью, тем не менее, находит место и в современной жизни. Несмотря на греко-римские оды симметрии и совершенству, представление о красоте, заключенной в недостатках, также было частью западной философии, литературы и эстетики. Даже несовершенные физические объекты, окружающие нас, могут стать символами нашего поиска смысла. Кант говорил о качествах объектов, ориентированных на добродетель – что их красота может быть отражением человеческих добродетелей тех, кто их создал или владеет ими. Может быть, поэтому потертый жилет, связанный бабушкой, или неумелые трогательные письма наших детей, или сломанная морская ракушка от старого друга могут превратиться для нас в самые дорогие сокровища. Потому что, несмотря на свое несовершенство, эти объекты становятся маяками нашей человечности: нашей способности чувствовать, сопереживать, общаться, любить.
Психология ваби-саби
Ваби-саби также находит отражение и в нашей психологии. Неустанное стремление к совершенству – в вещах, отношениях, достижениях – часто приводит к поспешным суждениям. И здесь ваби-саби предлагает сделать паузу. И открывает пространство для принятия и прощения. Для осознанности. Для того, чтобы увидеть красоту несовершенства, в том числе в нас самих и в людях, которые нас окружают. Для того, чтобы ценить течение времени. Для осознания непостоянства окружающего мира и приносимой им меланхолии. Все, что нас окружает, имеет свои несовершенства. Даже счастье, если присмотреться, имеет свои шероховатости и острые края. Но есть выход – перестать быть заложниками совершенства и начать находить красоту в самых неожиданных местах. В конечном счете, ваби-саби открывает путь для любви – любви к другим и к себе, и к добродетелям, и к несовершенствам, и к сильным сторонам, и к слабостям.