Парадокс осознанности

Осознанность часто объясняется в концепциях и идеях. Тем не менее, речь идет о прямом переживании, осознании, а не концепциях. Чтобы проиллюстрировать этот момент, известный буддийский монах Аджан Брахм различает два режима бытия: режим переживания и концептуальный режим. В первом (более тесно связанном с осознанностью) мы переживаем опыт вне слов, концепций, повествования и рассказывания историй. В режиме переживания нас не трогают внешние обстоятельства, и наше внимание и осознание сосредоточены на простом наблюдении. Во втором, концептуальном режиме, который доминирует в большей части человеческого функционирования, мы постоянно формируем смысл, комментируем, анализируем и рассказываем истории.

Постоянно теряясь в этом стандартном, часто бессмысленном, слишком распространенном способе существования, мы легко и часто застреваем в скучном, близоруком и избыточном эгоцентричном повествовании, которое истощает жизненную энергию. Чрезмерная вовлеченность во второй, концептуальный режим была названа "сетью разума по умолчанию" (где разум имеет тенденцию блуждать, когда он не участвует активно в определенной задаче).

источник: pixabay.com

Чтобы проиллюстрировать важность культивирования осознанного режима переживания, Аджан Брам приводит такую историю.

Был ученик, который во время прогулки со своим учителем упомянул, какая прекрасная погода и пейзажи. В этот момент мастер преподал ученику ценный урок: когда ученик произносил эти слова, он фактически терял фокус на погоде и пейзаже, а был полностью поглощен самими словами. Ученик вышел из своего осознанного похода и слишком автоматически перешел в режим повествования. Это случается со многими из нас. Мы упускаем жизнь и застреваем в ненужной, липкой, нескончаемой сети слов и смыслообразования. Осознанность больше связана с воплощением и обитанием в опытном, доконцептуальном способе бытия.

Осознанность – это то, что происходит за пределами концепций, мыслей, идей и языка. Речь идет о том, чтобы открыться наблюдению за собственным опытом, сырому восприятию с помощью ощущений тела, чувств, внимания. Слова всегда будут неуместны, а в худшем случае станут отвлекающим маневром, троянским конем, который может завладеть вашим разумом в самые ответственные моменты, хотя на первый взгляд они могут показаться чрезвычайно соблазнительными. Примером низко висящего плода является оргазм: вы не можете испытать его, не испытав его, и любое словесное объяснение всегда будет прискорбно недостаточным.

7 идей осознанности

Когда мы научимся мариноваться в режиме первого переживания (осознанности), мы сначала заметим, насколько это обманчиво сложно. Будучи настойчивы и последовательны, мы можем начать испытывать некоторые из следующих прозрений, которые могут сделать жизнь счастливее, проще и спокойнее.

  1. Мы больше страдаем в воображении и мыслях (режим повествования), чем в самой реальности (режим осознанности). Например, думать о предстоящих проблемах почти всегда хуже, чем решать их в настоящем.
  2. Режим осознанности, который мы развиваем в медитации, напрямую усиливает нашу способность к концентрации. Хотя по своей природе он временный, по мере роста концентрации он по своей сути приятен; это удовольствие может распространиться на, казалось бы, обыденные, повседневные задачи.
  3. Способность беспристрастно наблюдать, не зацикливаясь автоматически на каком-то повествовании, существенно повышает качество вашей жизни. Чтобы испытывать стресс, нам нужно воспринимать угрозу, которая зачастую может исходить из словесного значения, которое мы ей приписываем.
  4. Практикуя «осознанность эмоций», вы можете научиться наблюдать за гневом (или любым другим чувством) вместо того, чтобы автоматически поддаваться ему. При этом вы можете испытать, что практически невозможно долго злиться, не следуя за ходом мысли о том, как гнев бесцельно завладеет вами, и не усугубляя сфабрикованную историю, которая его оправдывала. Период полураспада эмоции сам по себе, без подпитки мыслью, составляет примерно 90 секунд.
  5. Вы можете убедиться, что негативные чувства по своей сути преходящи, если понаблюдаете за ними с любопытством, независимо от лежащего в их основе описания.
  6. Вы можете получить ощущение благополучия, просто будучи живым и ощущая свою врожденную, вездесущую живость, которая развивается с помощью практики осознанности.
  7. Точно так же, как сон и голод, ум податлив, он может заново научиться естественным образом успокаиваться. Неподвижность — это его естественное состояние. По иронии судьбы, когда мы приветствуем отвлечение внимания во время медитации, оно случается реже. Практика приближает вас к этому покою.

Счастье, покой, взаимосвязь, благополучие и все остальные эмоции, за которыми мы отчаянно гонимся в жизни, строятся в первом, осознанном режиме. Почему бы не практиковать и не укреплять нашу способность к этому способу?

источник: psychologytoday.com