Вера в свободу/детерминизм, FAD-Plus

тест:Вера в свободу/детерминизм, FAD-Plus
ссылка:
ссылка на ваш результат:
https://psytests.org/result?v=sobFAsZsR
Внимание! Результаты и интерпретации, полученные без участия специалистов, не следует воспринимать слишком серьезно. Диагностическую ценность имеют только исследования, проведенные профессиональным психологом.

Результат теста

Свобода
2.3
Фаталистический детерминизм
3.2
Непредсказуемость
2.3
Научный детерминизм
5][1
3.0

Содержательная интерпретация

Данные авторов адаптации подтверждают сделанные зарубежными авторами выводы о конструктивном характере веры в свободу человека как «самоосуществляющемся пророчестве». Действительно, вера в свободу значимо положительно коррелирует практически со всеми переменными, так или иначе отражающими характеристики психологического благополучия и личностных ресурсов: с удовлетворенностью жизнью, положительными эмоциями, диспозиционным и атрибутивным оптимизмом, осмысленностью жизни и всеми ее составляющими, всеми тремя аспектами жизненной позиции, удовлетворенностью всех трех базовых психологических потребностей (согласно модели теории самодетерминации), а также персональной ответственностью и чувствительностью к обратной связи. Эта центральная роль веры в свободу хорошо согласуется с опубликованными данными многолетнего всемирного мониторингового проекта изучения ценностей, в котором было обнаружено, что ощущение свободы выбора опосредует влияние большого количества макросоциальных индикаторов на страновом уровне на субъективное благополучие.

Другие три вида убеждений, относящихся к свободе/детерминизму, гораздо меньше и слабее связаны с психологическими характеристиками.

Так, вера в непредсказуемость значимо отрицательно связана с положительными эмоциями (незначимо – с отрицательными), атрибутивным (но не диспозиционным) оптимизмом, осмысленностью жизни, осознанностью жизни, ответственностью и чувствительностью к обратной связи, незначимо – с удовлетворенностью жизнью, удовлетворением базовых потребностей, активностью и гармонией в структуре жизненной позиции. По-видимому, эта вера связана со сравнительно слабой склонностью анализировать и понимать окружающий мир; ее выраженность не служит признаком проблем, но, возможно, несколько снижает эмоциональную насыщенность и полноту жизни.

Вера в научный детерминизм значимо (отрицательно) коррелирует лишь с атрибутивным оптимизмом в ситуации успеха, активностью жизненной позиции, чувствительностью к обратной связи и удовлетворением потребности в компетентности; вероятно, она снижает активность и целеустремленность личности.

Наиболее неоднозначной выглядит вера в фаталистический детерминизм. С одной стороны, она значимо отрицательно коррелирует с атрибутивным оптимизмом в ситуации успеха, активностью и осознанностью жизненной позиции, чувствительностью к обратной связи, что похоже на паттерн корреляционных связей веры в научный детерминизм. С другой стороны, в отличие от последней, она также положительно коррелирует с удовлетворенностью жизнью и с чувством гармонии с ней. Эти данные хорошо согласуются с представлениями об амбивалентных психологических следствиях религиозной веры: в наиболее распространенном варианте она представляет собой принятие божественной причинности как отказ от субъектности в обмен как раз на чувство гармонии и удовлетворенности.

Использованная литература

убеждения