Фокус рефлексии, ОФР

тест:Фокус рефлексии, ОФР
ссылка:
ссылка на ваш результат:
https://psytests.org/result?v=rflS5uOb8BtLkK-LoY9RPA7m3VsyTSV37
Внимание! Результаты и интерпретации, полученные без участия специалистов, не следует воспринимать слишком серьезно. Диагностическую ценность имеют только исследования, проведенные профессиональным психологом.

Результат теста

Шкалы интенциональности рефлексии
35][7
21
35][7
22
40][8
21
40][8
26
30][6
17
25][5
13
30][6
16
35][7
23
40][8
24
35][7
17
30][6
15
30][6
18
35][7
19
Шкалы модальностей рефлексии
50][10
29
50][10
29
50][10
27
45][9
30
50][10
30
50][10
29
45][9
23
50][10
28
50][10
29
1][23][46][0
2
[ средний уровень ]

Содержательная интерпретация

Шкалы интенциональности рефлексии

Шкалы интенциональности согласованы между собой. Составляя интерпретацию, необходимо видеть результаты не отдельно по каждой шкале, а в целом. выделяя доминирование тех или иных шкал и сопутствующее, обеспечивающих это доминирование, положение других шкал. На первый взгляд может показаться, что шкалы направленности на «Я» и на «Другого» противоположны, равно как и шкалы «Индуктивная» и «Дедуктивная», шкалы «Фрагментарная» и «Системная», шкалы «Прогрессивная» и «Регрессивная», но это не так. Обе, в указанных парах, направленности могут быть в равной степени развиты и актуализированы в зависимости от запроса и потребностей внешних условий, а также внутренних, обеспечивающих развитие личности, работу мышления, расширение сознания и выполнение определенной деятельности. В одной ситуации рефлексия может быть направлена на удовлетворение интересов личности, то есть «Я» и быть направленной на «Другого», учитывать интересы «Другого», совершать согласование между «Я» и «Другим». Например, в зависимости от доминирования одной из направленностей: приоритет «Я» над «Другим» (власть, манипулирование), приоритет «Другого» над «Я» (конформизм, альтруизм) или высокие результаты по двум направленностям: приоритет отрицания ни «Я», и ни «Другой» (крайнее проявление – садомазохизм), приоритет принятия «Я» и «Другой» (сотрудничество, согласование), формируются те или иные виды отношений. В связи с этим мы не проектировали эти шкалы как биполярные, дихотомичные. Каждая из шкал равноправна и как самостоятельная в согласованности с другими актуальна в определенной ситуации.


Шкала «Фрагментарная»

Ваше осознавание в большинстве случаев носит фрагментарный характер. Вы выделяете из имеющихся условий или событий значимый для вас фрагмент, например, для принятия решения вам достаточно личного отношения, и другие условия, возможно, общественные нормы, причины события в прошлом, последствия в будущем, влияние на других людей и другие вы редко принимаете во внимание. Чаще всего вам не интересно рассматривать событие с разных точек зрения, осознавать закономерности, систематизировать принимаемые решения. Вам не свойственно глубоко задумываться над причинно-следственными связями между вашими желаниями, страхами, представлениями о прошлом и будущем, условиями текущей жизни и представлением о себе. Вы редко задумываетесь над смыслом происходящего, смыслом своих решений и действий. В большинстве случаев вы не задумываетесь над тем, что является для вас жизненно ценным не только материально, но и духовно. В осмыслении своих решений, действий и представления о себе вы редко обращаете внимание на соответствие общественным нормам и стандартам. Чаще всего, когда вы осмысляете событие, вы акцентируете внимание на «мелочах», упуская главное. В конфликтной ситуации вам не характерно задумываться над своим пониманием точки зрения другого человека в силу вашей уверенности в правильности своей позиции. Чаще всего в затруднительной ситуации вы будете искать помощь извне и не обратитесь к опыту собственного развития. Главным в построении представления о других людях, их событиях жизни и вашего с ними взаимодействия для вас является личное отношение, не осмысляемое на основе жизненных ценностей и духовных смыслов, законов и закономерностей жизни, а подверженное влиянию стереотипов и установок, сформировавшихся в результате вашего жизненного опыта. Это влияет на устойчивость, малую изменяемость вашего представления о вашем прошлом. Вы умеете принимать решение при незавершенном понимании ситуации, вам не характерно углубление в понимание причинно-следственных связей и ценностно-смысловой основы происходящих жизненных событий и отношений с другими людьми.


Шкала «Нормативная»

Вам свойственно осмыслять события и строить представление о себе на основе общественных норм и оценок. Выделяя общественные нормы и правила, вы умеете воздействовать на других людей для получения соответствия их действий этим нормам и правилам. Именно ваше осмысление событий на основе общественных норм приводит к тому, что скорее всего в ситуации, когда вам нагрубили, вы не промолчите и не полезете «в драку», а укажете человеку, какую общественную норму он нарушил своим поступком и постараетесь добиться от него принесения извинений. Ваше нормативное осмысление позволяет вам видеть нарушение справедливости, этики, честности, расхождения между словами и делами. Вы осмысляете разные события, связывая их между собой на основе определенных правил, например, логических: из А следует Б, – или опираетесь на собственные правила, например, «моя мама всегда мне говорила…», или выводите новое правило. Главным в вашем осмыслении является опора на соблюдение каких-либо норм и правил. При принятии решений вы обязательно задумаетесь над соблюдением этических. нравственных и духовных норм. Предъявляя к себе такие требования, вы предъявляете их к другим людям, через эти требования осмысляете действия и жизнь других людей.

При высоких баллах по этой шкале следует обратить внимание на жесткость сформировавшихся установок и на том, какие затруднения вы, возможно, испытываете в отношениях с окружающими, а также на отношение к себе, в котором, вы чаще всего либо оправдываете, либо обвиняете себя. В затруднительных ситуациях вы скорее всего не будете искать нового решения, а совершите проверенное, подтвержденное опытом действие.


Шкала «Системная»

Эта шкала противоположна шкале фрагментарной рефлексии. Вам свойственно осмыслять события системно, вы выделяете причинно-следственные связи, рассматриваете ценностно-смысловую основу, опираетесь на нормы и правила, не заостряете внимание на «мелочах», а сосредоточиваетесь на главном и сущностном. Для лучшего осмысления вы можете событие разбивать на фрагменты и выстраивать линейные и нелинейные связи между ними. Вам интересно рассматривать событие с разных точек зрения, осознавать закономерности, систематизировать принимаемые решения. Вам свойственно глубоко задумываться над причинно-следственными связями между вашими желаниями, страхами, представлениями о прошлом и будущем, условиями текущей жизни и представлением о себе и другом человеке. В осмыслении чего-либо вы обращаете внимание на соответствие общественным нормам и стандартам. В конфликтной ситуации для вас характерно задумываться над своим представлением и пониманием точки зрения другого человека, вы стремитесь к большей объективности в оценке и умеете вносить изменения в свои решения и предложения для согласования с противоположной стороной конфликта. В затруднительной ситуации вы редко будете искать помощь извне, как правило, вы обратитесь к опыту собственного развития, исправления ошибок, попытаетесь эту ситуацию рассмотреть в системе с другими событиями, построить концепцию и найти несколько вероятностных решений с учетом множества последствий. Для принятия нового решения вы обязательно анализируете все с позиций риска и выигрыша. Вам не свойственны спонтанность и импульсивность в осмыслении. Ваше системное осмысление направлено на личностный рост, поэтому, осмысляя событие, вы находите то, что дает вам личностное изменение, и отношения с другими людьми становятся для вас ресурсом вашего личностного развития.

При высоких баллах по этой шкале и шкале лжи следует обратить внимание на свое желание быть более системно осмысляющим окружающий мир и себя, чем это есть на самом деле.


Шкала «Целостная»

Для вас в первую очередь важен смысл происходящего, смысл решений и действий ваших и других людей. В большинстве случаев вы задумываетесь над тем, что является для вас жизненно ценным не только материально. но и духовно. Вы глубоко осмысляете события на основе причинно-следственных связей, ценностно-смысловой базе и на понимании действия всеобщих законов мироздания. Вы выделяете закономерности как своей жизни, так и другого человека, организации, общества, государства, мироздания. Вам свойственны глобализм и умение в малом упреть большое, соотнося это с законами, нормами и правилами построения жизни в целом. Вам следует обращать внимание на то, не сильно ли влияют ваши идеалы и ценности на ваше представление о другом человеке, мире и прочем, чтобы оставаться в пределах более объективных представлений, на основе закрепленных норм и правил в жизни общества. В осмыслении вы умеете изменять свое осмысление прошлого, точно так же, как в представлении о будущем вы рассматриваете разные варианты развития будущего. Прошлое для вас есть ресурс развития, равно как и планируемое будущее. Вам легко удайся заниматься самовоспитанием и саморазвитием. Свои личные качества и убеждения вы рассматриваете как причину жизненных событий, как ресурс в воплощении принимаемых решений и как следствие ваших личных решений. Вы осмысляете, как жизнь других людей влияет на вас, и при этом вы осмысляете свою ответственность за происходящее в вашей жизни. В большинстве случаев вы философски относитесь к затруднительным ситуациям и умеете находить правильные, опирающиеся на действия всеобщих законов решения.


Шкала «Механизм рефлексия – мотив – воля»

Эта шкала показывает, насколько вы умеете применять свое осмысление для повышения своих волевых усилий, если того требует ситуация, и как вы управляете своими мотивами, порою противоположными, с помощью осмысления, умеете ли с помощью осмысления выделить во множестве ваших желаний главный мотив и активизировать для его удовлетворения волевое усилие. Это механизм вашей осознанной саморегуляции, самоорганизации и самоуправления. Степень развитости действия данного механизма показывает степень вашего самообладания и саморазвития. В работе этого механизма учитывается ваше представление о другом человеке и о себе, самоуправление вашими эмоциями, стремление к философскому и более объективному пониманию затруднительных условий, сила вашей целеустремленности, легкость вашего изменения решений и внесения корректив с целью согласования и достижения адекватного нормам и ценностям результата на основе понимания и соблюдения действия всеобщих законов.


Шкала «Рефлексия рефлексии»

На основе этой шкалы вы узнаете, насколько вы осознаете осмысление вашего осмысления, осознаете ли. что осознавание вами событий изменяется, и вы управляете вашим осознаванием с помощью вашего отношения к окружающей действительности, ваших желаний и целей, вашего отношения к прошлому, настоящему и будущему, ваших норм, правил и ценностей, выделяемого смысла. Осознаете ли вы, что ваши ответы на вопросы данного опросника есть результат вашего осознавания – «рефлексии рефлексии». Все шкалы опросника систематизируют для вас ваше представление о вашем осознавании.


Шкала «Прогрессивная»

Эта шкала показывает степень прогрессивности вашего осмысления событий и жизни в целом как своей, так и других. Прогрессивное в данном случае понимается как позитивное отношение и направленность на развитие. Для этого вы умеете управлять собой, быть таким, каким надо, чтоб достигнуть того, чего хочется. Ваши цели имеют общечеловеческую основу развития, управляются общечеловеческим смыслом и направлены на принесение пользы. В жизненном опыте вы выделяете позитивные решения, позитивные отношения и применяете позитивное осмысление настоящего для вашего будущего. В повторяющихся неприятных событиях вы с помощью осмысления стремитесь исправить ошибки и найти ресурсы для этого в своем опыте. Осмысление помогает вам приобретать жизненный опыт. На основе осмысления вы активно изменяете не устраивающие вас обстоятельства жизни с помощью изменения себя и своего влияния на складывающиеся обстоятельства. В своем осмыслении вы направлены на согласование себя с другими людьми и в первую очередь стремитесь понять точку зрения другого человека. С помощью осмысления вы развиваете те качества, которые повышают вашу жизненную активность и эффективность. В осмыслении вы умеете изменять значимость для вас прошлых событий с целью вашего саморазвития. В затруднительной ситуации вы скорее всего найдете новое решение, чем совершите проверенное, подтвержденное опытом действие.

При высоких баллах по этой шкале и по шкале лжи обратите внимание, что ваше представление о своей прогрессивности в осмыслении происходящего в жизни может не соответствовать вашим реальным поступкам и действиям.


Шкала «Регрессивная»

Эта шкала противоположна шкале «Прогрессивная рефлексия» и показывает, что вы можете как бы «застревать» в негативных представлениях чего-либо, способны сами себе ставить препятствия в развитии. Вам тяжело расставаться с неприятными представлениями прошлого, и вы часто о них думаете. В большинстве случаев вы не принимаете на себя ответственность и считаете. что ваши убеждения не являются причиной повторяющихся в жизни неприятных событий. Осмысляя события, вы не стремитесь исправлять выделенные ошибки, чтобы не потерять уверенность в своей правоте в конфликтных ситуациях и в понимании своего прошлого, влияющего на неудовлетворенность в настоящем. Вам свойственно в осмыслении либо обвинять. либо оправдывать себя. В большинстве случаев вам жалко своих усилий, направленных на достижения в жизни.


Шкала «Я-направленность»

В этой шкале вы показываете, насколько в своем осмыслении вы учитываете свои личные интересы и направлены на познание своего «Я». Высокие баллы по шкале показывают, что в вашем осознавании вы в первую очередь встаете на защиту своих интересов, выделение того, насколько ваши интересы удовлетворяются, и вас мало интересует степень удовлетворенности интересов других людей во взаимодействии. Осознавая какую-либо затруднительную жизненную ситуацию, вы не стремитесь согласовать интересы, цели и действия участников ситуации. Осмысляя конфликт, вы отстаиваете только свои интересы. Вы можете быть центрированы в осмыслении на свое «Я» и свои переживания и не иметь представления о других людях, их переживаниях. В осмыслении чего-либо вам достаточно осмыслить себя. Другие люди в вашем осмыслении могут быть средством поддержки вашей центрированности на себе.

Средние баллы по этой шкале свидетельствуют о том, что вы способны при учете своих интересов в осмыслении любой ситуации составить представление об интересах другого человека и учесть их при принятии решения. Низкие баллы по шкале характеризуют вас как человека, не стремящегося себя познать.


Шкала «Направленность на Другого»

Эта шкала показывает, в какой степени в вашей рефлексии представлена категория «Другой». В некотором смысле эта шкала противоположна шкале «Направленности рефлексии на “Я"». Высокие баллы по шкале показывают, что вы считаете себя хорошо разбирающимся в людях и умеющим на них воздействовать. Вы также считаете, что умеете слаженно организовать взаимодействие людей между собой для достижения общих целей, что вы часто задумываетесь над объективностью вашей оценки другого человека и смыслом его действий, над его убеждениями и его точкой зрения. Во взаимодействии вы обязательно задумываетесь над тем, что понял другой человек из того, что вы ему рассказали, сделали. При подготовке к переговорам вам свойственно продумать позицию другой стороны и предвосхищать действия. Работая в команде, вы умеете согласовывать разные взгляды людей.

Средние баллы свидетельствуют о том, что не во всех случаях ваше представление о «Другом» вам необходимо для принятия решения или совершения действия. Низкие баллы указывают, что в редких случаях вы задумываетесь над другими людьми, вас они мало интересуют.

Средние баллы по шкалам «Я-направленность» и «Направленность рефлексии на Другого» свидетельствуют о динамическом равновесии этих шкал в рефлексии. Такое осмысление учитывает почти в равной степени представление о «Я» и представление о «Другом».


Шкала «Творческая»

Эта шкала раскрывает вашу творческую направленность в рефлексии при решении творческих задач и проблемных ситуациях. Высокие баллы свидетельствуют о том, что, осмысляя нестандартные условия вы будете искать новое решение, новый выход из сложившихся условий. Вам свойственно в ходе осмысления ситуации выделять несколько вероятностных путей ее развития. Осознавая жизненные задачи, которые предстоит решать, вы в большинстве случаев принимаете одно решение для нескольких текущих ситуаций. Осмысляя себя, вы творчески относитесь к своему осмыслению и понимаете, что во взгляде на себя вы можете занимать разные позиции и творить свой образ таким, каким вам хочется, ваше представление о вашей личности не является устойчивым. Ваша рефлексия помогает вам развиваться и узнавать новое.

Средние баллы по шкале характеризуют ваше осмысление как менее творческое, в большинстве случаев вы будете осмыслять так, как привыкли, и совершать проверенные временем и опытом действия. Низкие баллы свидетельствуют о доминировании в вашем осмыслении стереотипов, «ленности рефлексии».


Шкала «Индуктивная»

Эта шкала характеризует то, как осуществляется ваше осмысление. Индуктивный способ означает, что вы осуществляете осмысление, проходя путь от частного к общему. Прежде чем сделать обобщающие выводы, вы заострите внимание на «мелочах», акцент сделаете на текущих условиях, выберете из них только то, что вам понятно и близко.


Шкала «Дедуктивная»

Дедуктивный способ рефлексии означает, что в первую очередь вы сделаете обобщающие выводы, схватите в осмыслении суть ситуации, например, направите свой взгляд на смысл, ценности, убеждения, являющиеся ее основой, или рассмотрите место ситуации в более широком масштабе, в цепи определенных событий на основе конкретных закономерностей. Ваша рефлексия проделывает путь от общего к частному. После обобщающего материала вы рассмотрите малые события по значимости и масштабу, проанализируете «мелочи» и частные случаи.

Средние баллы по двум шкалам «Индуктивный способ рефлексии» и «Дедуктивный способ рефлексии» свидетельствуют о динамическом равновесии шкал и отсутствии приоритетности и закрепленности способа осознавания. Человек владеет этими двумя способами и может тот или иной применять. В этих шкалах не рассматривается, осознается ли человеком адекватность применения этих способов.


Шкалы модальностей рефлексии

Шкалы модальностей дихотомичны, состоят не из противоположных проявлений чего-то одного, а объединяют в себе две равноправные противоположности. например, модальность возможного и модальность невозможного, которые представлены в нашем опроснике как одна шкала «Возможного – невозможного». Высокие результаты по такой шкале свидетельствуют о развитии положительного полюса, а низкие – о высоком развитии противоположного полюса. Интерпретация результатов строится не по каждой шкале, а на согласованности результатов по всем шкалам. В интерпретации результатов большое внимание уделено описанию модальности, позволяющему построить в соответствии с полученными результатами интерпретацию самостоятельно. В этом авторы методики усматривают развивающую функцию, реализуемую в работе с опросником.


Шкала «Действительного – Недействительного»

Понятие действительного равнозначно понятию реального и вводится для различения того, что есть материальный мир, реальный мир, существующий вне зависимости от человека, и есть мир, зависимый от человека, его мысли, переживания, действия, взаимоотношения и прочее, тоже являющийся реальным. Этот мир – не буквальное отражение мира реального, ему свойственно приближение к реальному миру, поэтому при обозначении модальности действительного рефлексии внесено указанное различение. Исходя из различения реального мира и действительного мира, в онтогенезе постепенно рефлексия либо приближается к постижению реального, либо отдаляется от него.

При низких результатах по модальности действительного – недействительного, для рефлексии характерны как несознательные искажения, защитные механизмы, фантазии, иллюзии, социальная желательность. При высоких результатах характерно формирование в рефлексии адекватного представления о реальном мире, так и намеренное применение искажений для организации воздействия. Именно для эффективной самоорганизации модальность действительного в рефлексии имеет особое значение, высокие результаты но этой шкале позволяют с большой долей вероятности при согласовании результатов с другими шкалами предполагать наиболее эффективную самоорганизацию человека как личности в своем развитии и его как субъекта в осуществлении деятельности. Высокие баллы по шкале характерны доминированию действительного, низкие баллы характерны доминированию недействительного.


Шкала «Возможного – Невозможного»

Эта шкала характеризует проспективную рефлексию в поиске возможностей для достижения целей во временной протяженности «настоящее – будущее». Высокие результаты по шкале характеризуют вариативность рефлексии, ее возможности в поиске разных вариантов, способов достижения целей разрешения тех противоречий, которые актуализировали рефлексию. Наличие в рефлексии опыта нахождения не одного, а как минимум двух вариантов решения любой задачи, стоящей перед рефлексией, влияет на повышение эффективности самоорганизации, преобразование условий ситуации в проектном режиме, создание новых ситуаций реальности. Только в рефлексии, модальности возможного – невозможности осуществляется простраивание человеком своей «зоны ближайшего развития», построение им различных идеализации, в том числе образа идеального «Я» и идеального «Другого».

В конфликтной ситуации высокие баллы по шкале свидетельствуют о двойной роли рефлексии: с одной стороны, она служит средством обострения конфликтной ситуации, когда существуют непреодолимые ограничения, с другой – средством конструктивного разрешения, как необходимый навык переговорщиков. Низкие результаты по шкале характерны для рефлексии. которая более ориентирована на нормированость, стереотипность, затруднения в расширении опыта, что означает более высокое развитие модальности невозможного. Высокие баллы по шкале свойственны доминированию возможного, низкие баллы – доминированию невозможного.


Шкала «Необходимого – Случайного»

Результаты по этой шкале показывают, насколько в рефлексии учитывается необходимость как таковая. В своей жизни мы привыкли с детства осваивать понятия действительного, возможного и необходимого, а также их противоположности. Родители говорят ребенку: «Ты пойми, это необходимо тебе» и ребенок вносит свой смысл в это слово, постепенно осваивая его значение, соотнося с условиями ситуации, в которых есть связь причины, цели и следствия. Необходимость – это сложное образование в рефлексии, синтезирующее в себе действительное внутреннее, к которому относятся потребности, мотивация, волевые усилия, опыт, знания, умения, ценности и убеждения, и действительное внешнее – условия актуальной ситуации общения, развития, деятельности и др.; возможное внутреннее – желания, намерения, представления о будущем и идеальном как идеале, а также фантазии и другое, относящееся к потенциальному в структуре сознания и личности, а также возможного внешнего – учет представлений или прогнозируемых внешних условий в проектировании и планировании деятельности и самоорганизации. Возникновение необходимости это прерогатива рефлексии. Именно доминирование этой модальности выделяет что-то в качестве требуемого для чего-то, именно эта модальность вынуждает и побуждает к активности, она же является основой для долженствования.

Низкие результаты по шкале свидетельствуют о приоритете в рефлексии случайности, вопреки выявлению закономерностей. Случайность в рефлексии проявляется как спонтанность появления какой-либо идеи, как появление какой-либо связанности явлений, для которой затруднительно в данный момент установление закономерности связей, как понимание событий не с позиции их детерминации причинно-следственными связями, а появившихся r силу неопределенных обстоятельств, по-другому говорят «волей случая». Эта шкала связана с ответственностью. Доминирование в рефлексии модальности случайного влияет на формирование инфантильности.


Шкала «Многомерного – Немногомерного»

Эта шкала показывает, насколько человек может в своей рефлексии (выполняя задания опросника) охватить свою рефлексию, се разные проявления, которые определены разными измерениями рефлексии, ее существования и ее развития: скорость (быстро – медленно в единицу времени); пространство-время (от ситуации, привязанной к конкретному месту до масштаба мироздания, от настоящего момента, и в нем разные временные линии до глубин прошлого и будущего); глубину (степень проникновенности в суть вещей); объем (сколько ментальных объектов охвачено в соответствии с выделенными критериями, также количество осваиваемых позиций); ценностно-смысловые траектории (направления поиска смысла на основе ценностей, интериоризация общекультурных ценностей и т. д.): мотивационно-волевые траектории (когда человек не может в поиске доосмыслить что-то, он активизирует напряжение, доводя его до «точки кипения», и прорывается сквозь ментальные преграды неясного знания, затемняющего суть вещей, по-другому» это направления напряжения и его разрешения в осмыслении); частоту (повторяемость единиц содержания, например, человек говорит «За последние дни я десять раз уже обращался к этой мысли и всё никак не могу решиться осуществить это»; измерения бессознательного в виде защитных механизмов и установок; траектории знания (эрудиция, уровень образования, рефлексивная способность вырабатывать рефлексивное знание, например, «я знаю, как лучше осмыслять, чтобы нужное решение проблемы найти»); траектории памяти (рефлексия помнит о своих актах, оценке эффективности-неэффективности, рефлексия имеет свой опыт): траектории отношений (отношение к кому-либо, чему-либо, его качество, длительность, результативность, степень включенности и т. д.); измерения качества как соответствия рефлексии каким-либо критериям, например, оптимальности достижения цели, вызвавшей работу' рефлексии; измерение активности (один человек не любит осмыслять что-либо, он ленится над работой своей души и необходимых изменений во свое же благо и окружающих, другой активен в применении рефлексии в своей жизни и развивает для этого свою рефлексию, раскрывая в ней новые возможности для себя). Под траекторией мы понимаем определенные направления развития того или иного, что является единицей измерения рефлексии: ценность, смысл, волевой акт, мотив, знание, память, отношение. Рефлексия как высшая ступень развития живого, опирается и использует для своего существования все другие психические функции (по Л. С. Выготскому). Так как модальность не несет в себе различение внутреннего и внешнего, то человек своей многомерной рефлексией способен охватить многомерность многомерного объекта, минимизируя редукцию, связанную с помещением этого реального объекта в ментальное пространство рефлексии.


Шкала «Достаточного – Недостаточного»

Рефлексия не континуальна, она дискретна и поэтому имеет свое начало к свое завершение. Для этого в ней есть то, что запускает начало и завершение, модальность достаточного. Достаточно каких-либо условий, знании, желаний и прочего, чтобы рефлексия обрела свою активность и достаточно того, являлось ее содержанием и рефлексивным действием, чтобы она завершилась. Достаточное – это то, что на основе каких-либо критериев осуществляется смена чего-либо в рефлексии. Достаточно осмысления переживаний, и они сменяются рациональным осмыслением, анализом; достаточно осмысления страдания, чтобы сменить его осмыслением счастья, недостаточно аргументов для волевого усилия, напряжения мысли; недостаточно знаний, чтобы осмыслить происходящее и тому подобное. В рефлексии аффект и интеллект работают в своем единстве, рефлексивная мысль эмоционально окрашена. Недостаточное в рефлексии продлевает рефлексию, не завершает ее. «Дление» в ее дискретном состоянии может быть длительным, например, в три года человек осмыслил свою жизнь несчастной, потом продолжил в 14 лет, 33 года и 55 лет относится к своей жизни как неудачной, несчастной. Такой пример свидетельствует о недостаточности каких-либо условий в содержании рефлексии для изменения отношения к жизни. Достаточное-недостаточное показывает лабильность рефлексии, способность к переходам из одного в другое. Оно связано с определенными критериями, например, критерием может быть ценность саморазвития. В этом случае человеку для принятия решения достаточно осмыслить что-то предлагаемое с позиции данной ценности, что увеличит скорость принятия решения и переход в рефлексии от сомнений к ясности, то есть достаточности для принятия решения.

Высокие результаты по этой шкале показывают сформированную и относительно устойчивую систему критериев, выработанных в рефлексии и принадлежащих рефлексии для принятия решений, перехода из состояния рассуждения к состоянию решения. Очень высокие результаты могут отражать негибкость этой системы относительно требований ситуации, например, личностного изменения для изменения своего состояния здоровья в лучшую сторону. Низкие результаты, соответственно, свидетельствуют о незавершенном оформлении системы, хаотичности критериев для переходов от достаточного к недостаточному и наоборот. Длящаяся недостаточность характеризуется процессами застревания рефлексии в чем-либо, каком-то определенном содержании.


Шкала «Сознательного – Несознательного»

Высокие результаты по этой шкале свидетельствуют о стремлении рефлексии продвигаться вглубь, не оставляя в себе неразрешенных вопросов. Неразрешенный вопрос в большинстве случаев связан с несознательным материалом в рефлексии, препятствующим разрешению противоречий, нашедших свое оформление в вопросе. Сделать сознательными, сознаваемыми суть, ценность, причины, следствия, движущие силы и другое в любой ситуации – это задача, которая решается в рефлексии, делая этот материал сознательным. Наличие несознательного определяет движение процесса рефлексии по спирали. С каждым витком в осмыслении одного события в рефлексию входит, раскрывается ранее не представленный сознательному материю!. Углубляется понимание сути, ценностей, причин и следствий и пр. Наличие несознательного тесно связано с модальностью достаточною. При недостаточности, не закрепляющей зацикливание, сознательное расширяется в объеме, наполняясь новым содержанием, ранее не являющимся сознательным. Несознательное не равно бессознательному. Бессознательное шире несознательного, оно является видом сознания (по З. Фрейду). Общим для бессознательного в сознании и несознательного в рефлексии является работа психологических механизмов защиты психики и его установки (по Узнадзе). К несознательному в рефлексии относится сомнение, сознательным является противоречие, альтернативы, а несознательным – то, что продлевает сомнение, не давая ему разрешиться. То, что продлевает сомнение, постепенно становится сознательным в ходе рефлексивного процесса разрешения сомнения. К несознательному относятся некоторые черты личности, особенности мышления, стереотипы восприятия, критерии интерпретации, основы понимания и прочее. Этот материал принадлежит не бессознательному, а личности, мышлению, сознанию и другим психическим образованиям, попадая в рефлексию в силу необходимости ситуации, которые не могут быть представленными изначально в понимании, описании на основе восприятия и т. д. ситуации как внешней, так и внутренней. Воспринимаемый материал в рефлексии является сознательным, его первичная интерпретация тоже, но понимание, анализ позволяют проникнуть глубже, и эта глубина наполнена несознательным материалом, который с помощью рефлексивных вопросов со стороны или самому себе может быть актуализирован и может приобрести качество сознательного. Несознательный материал находится в противоречии и сомнении в рефлексии.


Шкала «Темпорального – Нетемпорального»

Благодаря рефлексии человек в процессе онтогенеза овладевает пониманием времени, если не сказать больше: сама рефлексия создает в сознании представление о времени. Несмотря на то что в рефлексии одно время – настоящее, – она свершается именно в этот момент времени и в ней самой нет прошлого и будущего, но ее свойства таковы: благодаря участию в ее работе всех других высших психических и психологических функций создавать время, придавать ему значимость и отражать время реальности. Память поставляет рефлексии материал из прошлого, но не в том виде, как оно было когда-то запечатлено, а в том, каком это прошлое необходимо в данный момент для решения каких-либо определенных задач. Мышление с помощью конструирования, проектирования, прогнозирования и интуиция, благодаря предвидению и предчувствию поставляют материал для будущего, относящегося к потенциальному (когда возможное не обременено необходимостью) и перспективному (когда возможное при необходимости приближается к действительному). Особую роль играют фантазии, иллюзии, прожектирование и т. п. Они охватывают ту временную перспективу, которую нельзя отнести ни к прошлому, ни к будущему в нашем привычном понимании этих временных линий, во многом определенных действительностью, реальностью. Для них время не субъективно в том смысле, что сам субъект определяет единицы времени в своем рефлексии. Для них время всегда настоящее, но в другом измерении, измерении идеальных объектов. Фантазия не может быть будущей, а планы, выстраиваемые в рефлексии, могут. Именно модальность рефлексии действительного играет существенную роль в модальности темпорального. Время для рефлексии является недействительным в силу ее свершения в настоящем, но синтез недействительного с возможным и необходимым позволяет рефлексии оперировать временем, играть со временем. Рефлексия по своей сути является по времени многовекторной, в точке настоящего сходятся временные линии прошлого и будущего, субъективного и объективного, действительного и идеального, длящегося и остановившегося (замершего, зависшего), вечного и исчезающего и др.

Результаты по шкале показывают насколько качественно человек в рефлексии осуществляет ориентирование в разных временных линиях, насколько эффективно может осуществлять согласование разных времен. Высокие результаты свидетельствуют об управлении в рефлексии временем и правильном согласовании в нем разных его векторов, что в самоорганизации определяет качество проектирования, планирования и реализацию планов.


Шкала «Трансгредиентного – Нетрансгредиентного»

Трансгредиентное означает преодоление границ. Для того чтобы что-то преодолеть, необходимо сначала выделить, установить границы, то есть определить общее и отличное, связанное с другим или не связанное, утвердить само наличие чего-либо, определить качество, суть, содержание и т. п. Установив границы, связав их воедино, создав намерение, необходимо сделать следующий шаг – преодолеть расставленные и связанные границы. Так осуществляются личностный рост и познание. В отличие от естественного развития личностный рост и познание являются результатом преодоления границ посредством самоорганизации человека. Не адаптация человека к новым условиям, что тоже является преодолением границ, расставленных рефлексией («не могу – могу», «буду – не буду»), а самоорганизация как влияние на условия, их изменение и создание новых необходимых для определенных задач условий. Рефлексия расставляет и преодолевает границы.

Высокие результаты по этой шкале характерны для тех, кто может на основе рефлексии изменять свою жизнь, изменяя условия как внешние. так и внутренние, развивать необходимые личные качества и применять рефлексию как средство развития. Направленность рефлексии на творчество и творческая активность мышления во многом определяют результативность преодоления границ. Низкие результаты по этой шкале свидетельствуют о преобладании стереотипности, малой личностной изменчивости, более выраженной адаптивной реакции на новые обстоятельства.


Шкала «Трансцендентного – Нетрансцендентного»

Эта шкала связана с представлением и познанием целостности чего-либо, определением смысла, проникновением в суть вещей и событий. На основании того что рефлексия есть та высшая степень развития психики, которая связывает психику с культурой, с вечными идеалами и ценностями, объективно существующими идеями, с миром того идеального, что существует вне мира субъекта, но входит в него и играет ведущую роль. Процессы интериоризации и экстериоризации, осуществляемые с помощью рефлексии и в рефлексии в своей полноте, так или иначе охватывают трансцендентное, то запредельное, что лежит за пределами чувственного и относится к божественному – идеалы, вечные ценности, знание сущности, законы мироздания и подобное, то что с помощью продуктов культуры осваивается человеком в процессе онтогенеза и определяет его жизнедеятельность. Высокие результаты по этой шкале показывают: чтобы ни делал человек, какие бы отношения у него ни были, чтобы он ни познавал, он совершает это осмысленно, придает всей своей жизни и каждой ее ситуации смысл, сверяет с идеалами, ценностями, законами бытия, мироздания.


Шкала лжи или социальной желательности

Эта шкала показывает, насколько вы дали правдивые ответы о своем осознавании, пытались ли подстроить свое представление о своем осознавании под социально желаемый результат.

При высоких баллах по шкале лжи достоверность данных по шкалам направленности «Системная» и «Прогрессивная» минимальна. Вы стремились соответствовать принимаемой вами общественной норме – быть системно осмысляющим и прогрессивно направленным в осмыслении, более направленным на «Другого», поэтому свои ответы вы подстраивали под эту норму. В целом эта шкала при высоких результатах может рассматриваться как склонность рефлексии искажать реальное. Наличие такой склонности может распространяться на всё, что является материалом рефлексии. Этот вывод имеет под собой основания: рефлексия при ответе на вопросы опросника о рефлексии подвержена искажению имеющегося материала, то есть рефлексии в данном случае. В остальных случаях это может быть другой материал, например, материал восприятия, переживания, отношения, действия и пр.

При низких баллах по шкале ваши ответы достоверны, вы хотели представить свое осмысление своего осмысления как можно правдивее, и оно более соответствует тому что есть на самом деле в реальности.

Использованная литература

  • Т. Э. Сизикова, О. А. Дураченко. Исследование и психодиагностика рефлексии. Новосибирск: НГПУ, 2020
рефлексия