Краткий опросник смысложизненного кризиса

Внимание! Результаты и интерпретации, полученные без участия специалистов, не следует воспринимать слишком серьезно. Диагностическую ценность имеют только исследования, проведенные профессиональным психологом.

Результат теста

Общий уровень смысложизненного кризиса
64][16
30
Десубъектизация личности
24][6
11
Дезинтеграция жизнедеятельности
16][4
8
Смысловая дизрегуляция
24][6
11

Содержательная интерпретация

• Первый фактор объединяет пункты, отражающие бессубъектность личности на фоне функциональной недостаточности смысловой регуляции, которая является конституирующей субъекта подсистемой психической регуляции поведения, деятельности и жизнедеятельности. Индикаторами бессубъектности выступают: преобладание низших, более примитивных (реактивных и краткосрочных) подсистем психической регуляции, связанных с удовлетворением потребностей, реагированием на ситуацию и подчинением внешним требованиям, нормам, ожиданиям; смысловая неопределенность и дезориентация, неосознанность жизненных ценностей и целей, неспособность соподчинить их в иерархию; отсутствие долговременных и надситуативных ценностно-смысловых ориентиров и критериев для совершения поступков и принятия решений; смысловой нигилизм – сформированность убеждений в бесполезности смысла и (или) невозможности его реализации в жизни. С учетом семантики пунктов данная шкала опросника получила название «Десубъектизация личности».

• Второй фактор инкорпорирует утверждения, отражающие отсутствие единой и сквозной интенциональной направленности в жизнедеятельности личности. Это проявляется переживанием утраты целостности жизни, чувством бессвязности и бессмысленности отдельных деятельностей; бессмысленными метаниями от одного занятия к другому; фрагментацией, т. е. распадом жизни на несвязанные по смыслу, изолированные фрагменты активности; отсутствием смысловой преемственности и последовательности между различными этапами и эпизодами жизни. Исходя из содержательного наполнения, данный фактор был назван «Дезинтеграция жизнедеятельности».

• Третий фактор скомпонован из утверждений, отражающих состояние смысловой дизрегуляция жизнедеятельности и экзистенциальной фрустрации личности. Для него характерны чувства скуки, апатии и безразличия к происходящему в жизни, переживания внутренней пустоты и бессодержательности, неудовлетворенность потребности в смысле жизни, чему сопутствует повышенная экзистенциальная тревога. В этой связи фактор был обозначен «Смысловая дизрегуляция».


Очевидно, что выделенные факторы являются симптоматическими, т. е. за ними скрываются относительно самостоятельные комплексы кризисных симптомов. Прослеживается высокая степень сходства между содержанием факторов-шкал опросника и феноменологическими формами смысложизненного кризиса («экзистенциального невроза»), описанными в концепции С. Мадди. Первая шкала наиболее репрезентативна по отношению к нигилизму, вторая – содержательно перекликается с авантюризмом, или крусадерством, третья – очерчивает феноменологическую картину вегетативности.

Использованная литература

  • К. В. Карпинский. Психология смысложизненного кризиса. Гродно: ГрГУ им Я. Купалы, 2019
экзистенциальная психология осмысленность жизненный кризис
Смотрите также: