тест: | Портретный ценностный опросник, PVQ-RR |
ссылка: | ссылка на ваш результат: https://psytests.org/result?v=mtzB--iI7BZiz597p0 |
Самостоятельность / мысли | 10 | |
Самостоятельность / действия | 9 | |
Стимуляция | 13 | |
Гедонизм | 12 | |
Достижение | 8 | |
Власть / ресурсы | 15 | |
Власть / доминирование | 12 | |
Репутация | 12 | |
Безопасность / общественная | 10 | |
Безопасность / личная | 10 | |
Конформность / правила | 10 | |
Конформность / межличностная | 11 | |
Традиция | 11 | |
Скромность | 16 | |
Благожелательность / долг | 11 | |
Благожелательность / забота | 12 | |
Универсализм / забота | 12 | |
Универсализм / природа | 13 | |
Универсализм / толерантность | 10 |
Ш. Шварц постулировал, что все индивидуальные ценности основываются на базовых условиях человеческого существования (одном или более): а) потребности организма, б) стремление к социальным взаимодействиям и в) потребность в принадлежности к группе. 19 ценностей основываются на этих условиях и соответствуют функциональным требованиям, выработанным Ш. Шварцем для базовых ценностей. Они фокусируются на: а) личной или социальной выгоде от результата, б) росте и саморазвитии или избегании тревожности и защите, в) открытости к изменениям или сохранении статус-кво, г) направленности на собственное благо или благо других.
• Самостоятельность / мысли: Свобода развивать собственные идеи и способности
• Самостоятельность / действия: Свобода определять собственные действия
• Стимуляция: Стремление к возбуждению, новизне и переменам
• Гедонизм: Стремление к удовольствию и чувственному удовлетворению
• Достижение: Достижение успеха в соответствии с социальными стандартами (нормами)
• Власть / ресурсы: Влияние посредством контролирования материальных и социальных ресурсов
• Власть / доминирование: Влияние посредством осуществления контроля над людьми
• Репутация: Защита и влияние посредством поддержания публичного имиджа и избегания унижения
• Безопасность / общественная: Безопасность и стабильность общества в целом
• Безопасность / личная: Безопасность непосредственного окружения
• Конформность / правила: Соблюдение правил, законов и формальных обязательств
• Конформность / межличностная: Избегание причинения вреда или огорчения другим людям
• Традиция: Поддержание и сохранение культурных, семейных или религиозных традиций
• Скромность: Признание незначительности существования одного человека в круговороте жизни
• Благожелательность / долг: Стремление быть надежным и заслуживающим доверия членом группы
• Благожелательность / забота: Преданность группе и благополучие ее членов
• Универсализм / забота: Стремление к равенству, справедливости и защите всех людей
• Универсализм / природа: Сохранение природной среды
• Универсализм / толерантность: Принятие и понимание тех, кто отличается от тебя
Исходная теория ценностей определяет порядок расположения ценностей по кругу. Ш. Шварц основывал порядок расположения ценностей на отношениях конфликта или совместимости каких-либо ценностей, которые переживают люди, стремясь воплотить их в единственном решении или действии. Например, решение бросить вызов власти создает конфликт между Самостоятельностью и Конформизмом, но способствует проявлению и Самостоятельности, и Стимуляции. Вторым фактором, определяющим порядок ценностей, является их нацеленность на личные (например, Гедонизм) или социальные (например, Традиция) результаты. Дальнейшее усовершенствование теории добавило также другие основания для определения порядка: является ли целью для данной ценности избегание тревоги (например, Безопасность) или же относительная свобода от тревоги (Универсализм); помогает ли она справляться с угрозами извне (например, Власть) или способствует саморазвитию и росту (например, Благожелательность)
Основываясь на этом теоретическом построении, Ш. Шварц с соавт. разработали предварительную схему расположения 19 ценностей, представленную на рисунке.
Три внешних круга определяют концептуальные основы порядка расположения ценностей. Ценности в верхней части внешней окружности выражают рост и саморазвитие и мотивируют людей, когда они не испытывают беспокойства (тревоги). Ценности в нижней половине внешней окружности направлены на защиту себя от угроз и беспокойства. Ценности справа в третьем круге от центра имеют личную направленность, они связаны с получением выгоды для себя. Те, что находятся слева в этом круге, имеют социальную направленность; они связаны с другими людьми или устоявшимися институтами.
Второй круг от центра очерчивает границы между четырьмя ценностями более высокого порядка, в которые все ценности могут быть объединены. Ценности Открытости изменениям подчеркивают готовность к новым или преобразующим идеям, действиям и переживаниям. Они контрастируют с ценностями Сохранения, которые акцентированы на избегании изменений, самоограничении и порядке. Ценности Самоутверждения входят в стремление к удовлетворению собственных интересов. С ними контрастируют ценности Самопреодоления с акцентом на преодолении личных интересов ради других. Гедонизм включает элементы как Открытости изменениям, так и Самоутверждения.
В пределах внутреннего круга 19 ценностей выстраиваются таким образом, что достижение любой ценности на одной стороне круга, скорее всего, будет в конфликте с достижением ценностей, находящихся на другой стороне круга. Расстояния между ценностями по кругу могут быть не одинаковыми. Таким образом, визуально противоположные ценности, скорее всего, будут антагонистическими, но не обязательно будут находиться в наиболее сильном конфликте.