Тест социального интеллекта Гилфорда

Внимание! Результаты и интерпретации, полученные без участия специалистов, не следует воспринимать слишком серьезно. Диагностическую ценность имеют только исследования, проведенные

Результат теста

Уровень развития социального интеллекта в целом
1][2][3][4][5][0
4
[ способности выше среднего ]
4
5
4
1][2][3][4][5][0
4
низкиениже среднегосредниевыше среднеговысокие

Расчеты

Содержательная интерпретация

Субтест № 1 «Истории с завершением» измеряет фактор познания результатов поведения (CBI), то есть способность предвидеть последствия поведения персонажей в определенной ситуации, предсказать то, что произойдет в дальнейшем.

Лица с высокими оценками по субтесту умеют предвидеть последствия поведения. Они способны предвосхищать дальнейшие поступки людей на основе анализа реальных ситуаций общения (семейного, делового, дружеского), предсказывать события, основываясь на понимании чувств, мыслей, намерений участников коммуникации. Их прогнозы могут оказаться ошибочными, если они будут иметь дело с людьми, ведущими себя неожиданным, нетипичным образом. Такие люди умеют четко выстраивать стратегию собственного поведения для достижения поставленной цели. Успешное выполнение субтеста предполагает умение ориентироваться в невербальных реакциях участников взаимодействия и знание нормо-ролевых моделей, правил, регулирующих поведение людей.

Лица с низкими оценками по субтесту плохо понимают связь между поведением и его последствиями. Такие люди могут часто совершать ошибки (в том числе и противоправные действия), попадать в конфликтные, а возможно, и опасные ситуации потому, что неверно представляют себе результаты своих действий или поступков других, плохо ориентируются в общепринятых нормах и правилах поведения.

Были установлены положительные корреляции успешного выполнения данного субтеста со следующими психологическими особенностями:

  • способностью полно и точно описывать личность незнакомого человека по фотографии;
  • способностью к расшифровке невербальных сообщений;
  • дифференцированностью Я-концепции, насыщенностью Я-образа описанием интеллектуальных, волевых характеристик, а также описанием особенностей духовной организации личности.

Субтест № 2 «Группы экспрессии» измеряет фактор познания классов поведения (СВС), а именно, способность к логическому обобщению, выделению общих существенных признаков в различных невербальных реакциях человека.

Лица с высокими оценками по субтесту способны правильно оценивать состояния, чувства, намерения людей по их невербальным проявлениям: мимике, позам, жестам. Такие люди, скорее всего, придают большое значение невербальному общению, обращают много внимания на невербальные реакции участников коммуникации. Чувствительность к невербальной экспрессии существенно усиливает способность понимать других. Способность читать невербальные сигналы другого человека, осознавать их и сравнивать с вербальными, по мнению А. Пиза, лежит в основе «шестого чувства» – интуиции.

Лица с низкими оценками по субтесту плохо владеют языком телодвижений, взглядов и жестов (который раньше осваивается в онтогенезе и вызывает больше доверия, чем язык вербальный). В общении такие люди в большей степени ориентируются на вербальное содержание сообщений. Они могут часто ошибаться в понимании смысла слов собеседника, так как не учитывают (или учитывают неправильно) сопровождающие их невербальные реакции.

Субтест обнаруживает наибольшее количество корреляций с разными психологическими параметрами, то есть является наиболее информативным по своим дополнительным диагностическим возможностям. Успешность выполнения второго субтеста положительно коррелирует:

  • с точностью, полнотой, нестереотипностью и пластичностью описания личности незнакомого человека по фотографии;
  • с чувствительностью к эмоциональным состояниям других в ситуациях делового общения;
  • с разнообразием экспрессивного репертуара в общении;
  • с открытостью и проявлением дружелюбия в общении;
  • с эмоциональной стабильностью;
  • с сенситивностью к обратной связи в общении, восприимчивостью к критике, совестливостью;
  • с высокой самооценкой и степенью принятия себя;
  • с насыщенностью Я-образа описанием волевых характеристик личности, активности, стеничности;
  • с глубиной рефлексии;
  • с точностью понимания того, каким образом собственное эмоциональное состояние человека воспринимается его партнерами по общению, что является показателем аутентичности, конгруэнтности коммуникативного поведения, предпосылкой успешной самопрезентации;
  • с эмпатией, профилем невербальной чувствительности.

Субтест № 3 «Вербальная экспрессия» измеряет фактор познания преобразований поведения (СВТ), а именно, способность понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека в зависимости от контекста вызвавшей их ситуации.

Лица с высокими оценками по субтесту обладают высокой чувствительностью к характеру и оттенкам человеческих взаимоотношений, что помогает им быстро и правильно понимать то, что люди говорят друг другу (речевую экспрессию) в контексте определенной ситуации, определенных взаимоотношений. Такие люди способны находить соответствующий тон общения с разными собеседниками в разных ситуациях и имеют большой репертуар ролевого поведения (проявляют ролевую пластичность).

Лица с низкими оценками по субтесту плохо распознают различные смыслы, которые могут принимать одни и те же вербальные сообщения в зависимости от характера взаимоотношений людей и контекста ситуации общения. Такие люди часто «говорят невпопад» и ошибаются в интерпретации слов собеседника.

Успешность выполнения субтеста также положительно коррелирует:

  • с точностью описания личности незнакомого человека по фотографии;
  • с насыщенностью Я-образа описанием духовных ценностей;
  • со шкалой эмпатии.

Субтест № 4 «Истории с дополнением» измеряет фактор познания систем поведения (CBS), то есть способность понимать логику развития ситуаций взаимодействия, значение поведения людей в этих ситуациях.

Лица с высокими значениями по субтесту способны распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике. Они умеют анализировать сложные ситуации взаимодействия людей, понимают логику их развития, чувствуют изменение смысла ситуации при включении в коммуникацию различных участников. Путем логических умозаключений они могут достраивать неизвестные, недостающие звенья в цепи этих взаимодействий, предсказывать, как человек поведет себя в дальнейшем, находить причины определенного поведения. Например, субтест позволяет прогнозировать успешность построения следователями целостной картины преступления на основе неполных данных. Успешное выполнение субтеста предполагает способность адекватно отражать цели, намерения, потребности и внутренние мотивы участников коммуникации, предсказывать последствия их поведения. Кроме этого, требуется умение ориентироваться в невербальных реакциях человека, а также нормах и правилах, регулирующих поведение в обществе.

Лица с низкими значениями по субтесту испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и, понимании внутренних мотивов поведения людей. Как следствие, они плохо адаптируются к различным системам взаимоотношений между людьми (семейным, деловым, дружеским и другим).

Субтест является наиболее комплексным и информативным по общему факторному весу в структуре социального интеллекта.

Успешность выполнения субтеста положительно коррелирует:

  • с точностью, полнотой, дифференцированностью и гибкостью описания незнакомого человека по фотографии;
  • с дифференцированностью Я-концепции, глубиной рефлексии;
  • с принятием себя, чувством собственного достоинства;
  • с интересом к социальным проблемам, общественной активностью;
  • с экзаменационной успешностью.

Уровень развития социального интеллекта в целом (интегральный фактор познания поведения) определяется на основе композитной оценки.

Социальный интеллект представляет собой систему интеллектуальных способностей, определяющих адекватность понимания поведения людей. По мнению авторов методики, способности, отражающиеся на уровне композитной оценки, «вероятно, перекрывают собой традиционные понятия социальной чувствительности, эмпатии, восприятия другого и то, что можно назвать социальной интуицией». Выполняя регулирующую функцию в межличностном общении, социальный интеллект обеспечивает социальную адаптацию личности, «гладкость в отношениях с людьми».

Лица с высоким социальным интеллектом способны извлекать максимум информации о поведении людей, понимать язык невербального общения, высказывать быстрые и точные суждения о людях, успешно прогнозировать их реакции в заданных обстоятельствах, проявлять дальновидность в отношениях с другими, что способствует их успешной социальной адаптации.

Люди с высоким социальным интеллектом, как правило, бывают успешными коммуникаторами. Им свойственны контактность, открытость, тактичность, доброжелательность и сердечность, тенденция к психологической близости в общении.

Высокий социальный интеллект связан с интересом к социальным проблемам, наличием потребности воздействовать на других и часто сочетается с развитыми организаторскими способностями.

Люди с развитым социальным интеллектом обычно имеют выраженный интерес к познанию себя и развитую способность к рефлексии.

Уровень развития социального интеллекта в большей степени определяет успешность адаптации при поступлении на работу, чем уровень развития общего интеллекта. Люди с высоким социальным интеллектом обычно легко уживаются в коллективе, способствуют поддержанию оптимального психологического климата, проявляют больше интереса, смекалки и изобретательности в работе.

Лица с низким социальным интеллектом испытывают трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что усложняет взаимоотношения и снижает возможности социальной адаптации. Низкий уровень социального интеллекта может в определенной степени компенсироваться другими психологическими особенностями: развитой эмпатией, определенными чертами характера, стилем общения, коммуникативными навыками и др., а также может быть скорректирован в ходе активного социально- психологического обучения.

Очевидно, что социальный интеллект является профессионально важным качеством для профессий типа «человек – человек» и позволяет прогнозировать успешность деятельности педагогов, психологов, психотерапевтов, журналистов, менеджеров, юристов, следователей, врачей, политиков, бизнесменов и т. д.

Неверные ответы

Использованная литература

  • Е. С. Михайлова. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика. СПб.: СПбГУ, 2007
  • Е. С. Михайлова. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена: Руководство по использованию. СПб.: Иматон, 1996
интеллект социальный интеллект практическое мышление