Определение общей эмоциональной направленности

Внимание! Результаты и интерпретации, полученные без участия специалистов, не следует воспринимать слишком серьезно. Диагностическую ценность имеют только исследования, проведенные

Результат теста

1
5
5
2
3
3
1
2
1
010][-10
3
эмоция не выраженаэмоция выражена

Содержательная интерпретация

• Альтруистические эмоции. Эти переживания возникают на основе потребности в содействии, помощи, покровительстве другим людям. Альтруистические переживания хорошо отражены в таких высказываниях: «Если говорить честно, то я больше всего люблю испытывать… нежность, заботу, тревогу за кого-то. Просто необходимо мне чувство, что я кому-то нужна, что то, что я делаю, тоже нужно другим, тогда у меня и работа спорится и, кажется, делать ее легко и приятно». «Самое желанное чувство – когда сделаешь что-то приятное, нужное людям. В школе часто, даже регулярно, помогала друзьям в учебе. Ученик чего-то недопонимал, ты помог ему и видишь, как хорошо он отвечает на уроке… Такое ощущение, как будто душа рвется из меня, так хорошо».

Альтруистические эмоции люди могут испытывать, и не помогая другим реально, а лишь отождествляя себя в воображении с тем или иным благородным героем: «Меня приводит в умиление, в трогательно-восторженное состояние, даже вызывает слезы радости, когда я читаю те книги, в которых описаны добрые дела какого-либо человека».

Примеры эмоций: «Желание приносить другим радость и счастье». «Чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота». «Сопереживание удачи и радости другого». «Чувство нежности или умиления». «Чувство преданности». «Чувство участия, жалости».

• Коммуникативные эмоции. Эти эмоции возникают на основе потребности в общении. В формулировках студентов коммуникативные переживания переданы так: «Больше всего люблю те чувства, которые у меня возникают среди людей, которых я уважаю. В это время испытываю приподнятое, возвышенное состояние». «Когда тот или иной человек делает тебе что-то приятное, то… прямо реветь хочется от счастья».

Коммуникативные переживания нередко близки к альтруистическим. Надо отметить, что не всякая эмоция, возникающая при общении людей, является непременно коммуникативной. В процессе общения могут возникать любые эмоции; коммуникативными же являются только те из них, которые возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга, сочувствующего собеседника и т. п.).

Примеры эмоций: «Желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик». «Чувство симпатии, расположения», «Чувство уважения к кому-либо». «Чувство признательности, благодарности». «Чувство обожания кого-либо». «Желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей».

• Глорические эмоции (от лат. gloria – слава). Эти эмоции связаны с потребностью в самоутверждении, в славе. Типичная для них эмоциональная ситуация – реальное или воображаемое «пожинание лавров». Она хорошо выявлена в следующем высказывании: «Наиболее приятные переживания я испытываю тогда, когда являюсь предметом всеобщего внимания и восхищения. В противном случае у меня возникают самые неприятные чувства».

Примеры эмоций: «Стремление завоевать признание, почет». «Чувство уязвленного самолюбия и желание взять реванш». «Приятное щекотание самолюбия». «Чувство гордости». «Чувство превосходства». «Чувство удовлетворения тем, что как бы вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности».

• Праксические эмоции. Переживания, «вызываемые деятельностью, изменением ее в ходе работы, успешностью или неуспешностью ее, трудностями ее осуществления и завершения» (П. М. Якобсон).

Несколько описаний переживаний, которые мы относим к праксическим: «Совершение полезного и нужного с большим напряжением воли». «Наиболее приятным для меня чувством является увлеченность работой, когда эта работа выполняется строго по тому плаву, который я задумала, и приносит желаемые результаты; в этом случае появляется какое-то вдохновение и хочется сделать как можно больше и лучше. И особенно странно то, что абсолютно не чувствуется усталость, а наоборот, голова ясная и, как говорится, хорошо на душе». «У меня всегда хорошее настроение и бодрое состояние после того, когда работа уже закончена и я чувствую, что я выполнила ее добросовестно и добилась желаемого».

Примеры эмоций: «Желание добиться успеха в работе». «Чувство напряжения». «Увлеченность, захваченность работой». «Любование результатами своего труда, его продуктами». «Приятная усталость». «Приятное удовлетворение, что дело сделано, что день прошел не зря».

• Пугнические эмоции (от лат. pugna – борьба). Эмоции происходят от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к борьбе.

Яркое описание этих переживаний мы находим, например, в воспоминаниях генерал-полковника Глеба Бакланова, Героя Советского Союза, мастера спорта СССР: «Я обогнал тех восемь или десять человек, которые поднялись в атаку вместе со мной. Я испытывал необычайное, восторженное возбуждение. В горле пощипывало. Временами перехватывало дыхание. Разгоряченное лицо пылало огнем». Он же признается: «Конечно, всё, что приходилось делать мне на войне, делалось отнюдь не из „спортивного интереса“… Но в самом ходе боя… часто возникали переживания и ощущения, сходные с теми, которые были знакомы мне по спорту».

Хорошо передает переживание названного типа перед прыжком с парашютом космонавт Алексеи Леонов: «Перед шестым прыжком в душе всё равно рождается какое-то томительно-ликующее ожидание и вместе с тем захватывающее чувство высоты, власти над природой, опасности».

«…Я люблю это чувство – опасность», – сказал о себе укротитель Вальтер Запашный, объясняя, почему он предпочитает работать с хищниками.

Примеры эмоций: «Жажда острых ощущений». «Упоение опасностью, риском». «Чувство спортивного азарта». «Решительность». «Спортивная злость». «Чувство сильнейшего волевого и эмоционального напряжения, предельной мобилизации своих физических и умственных способностей».

• Романтические эмоции. В настоящей классификации под романтизмом имеется в виду стремление ко всему необычайному, необыкновенному, таинственному. Чувство таинственности как типичная «романтическая эмоция» появляется у нас в связи не с любой тайной, а только там, где мы живо «ощущаем» свою включенность в число объектов, на которые распространяется действие загадочного фактора, особенно когда ему приписывается сознательная воля, одухотворенность. Чувство таинственного почти всегда включает в себя ожидание: вот сейчас что-то произойдет, что окажет решающее влияние на мою судьбу (или судьбу лица, за которое я «болею»). Там, где этого ожидания (хотя бы подсознательного) нет, там нет и чувства таинственности. Описание секрета самого хитрого технического устройства у нас такой эмоции не вызывает. Познание тайн природы, очевидно, может сопровождаться чувством таинственности в зависимости от того, насколько личностно и философски значимо человек воспринимает объект исследования. «Моя душа, я помню, с детских лет чудесного искала», – писал М. Ю. Лермонтов. Романтические переживания раскрываются в таких выражениях: «Испытываешь всегда приятное, стремясь к неизвестному. Больше всего люблю быть там, где еще никто не был (гроты, пещеры и т. д.)». «Люблю чувство ожидания чего-то необыкновенного». «У меня особое волнение, подъем проявляются в том случае, когда чего-то ждешь, веришь, что скоро должно произойти что-то совершенно особенное».

Примеры эмоций: «Стремление к необычайному, неизведанному». «Ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого чуда». «Манящее чувство дали». «Волнующее чувство странно преображенного восприятия окружающего: всё кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны». «Чувство особой значительности происходящего». «Чувство зловеще-таинственного».

• Гностические эмоции. Гностические (от греч. gnosis – знание) эмоции издавна описываются в учебниках психологии под рубрикой интеллектуальных чувств. Гностические эмоции связаны не просто с потребностью в получении любой новой информации, а с потребностью в «когнитивной гармонии». Суть ее в том, чтобы в новом, неизвестном, из ряда вон выходящем отыскать знакомое, привычное, понятное, приводя таким образом всю наличную, информацию к одному «общему знаменателю». Альберт Эйнштейн очень метко назвал это человеческое стремление «бегством от удивления». Типичная эмоциональная ситуация, возбуждающая гностические эмоции, – это проблемная ситуация. Гностические переживания могут быть описаны так: «Для меня самое приятное переживание – разобраться в трудном вопросе». «Самое приятное чувство – решить задачу, когда вначале казалось, что я её не решу».

Примеры эмоций: «Стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления». «Чувство удивления или недоумения». «Чувство ясности или смутности мысли». «Неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести всё в систему». «Чувство догадки, близости решения». «Радость открытия истины».

• Эстетические эмоции. Категория эстетических чувств выделена давно. Тем не менее в вопросе о природе и самом составе эстетических переживаний остается еще много неясного. Сложность проблемы состоит в том, что эстетические отношения к изображаемому проявляются через все другие чувства – радость, гнев, тоску, отвращение, страдание, горе и т. д. Однако не ясно, «что представляет собой эстетическое чувство в чистом виде, без тех чувств, которые ему сопутствуют». Можно выделить два основных взгляда. Согласно первому, эстетических эмоций в чистом виде просто не существует. «Своеобразие эстетических переживаний заключается в специфическом и неповторимом сочетании различных по своей направленности, интенсивности и значению эмоций». Согласно второму взгляду, эстетическая эмоция есть отражение потребности человека в гармонии с окружающим, которая представляет собой «соответствие, совпадение мер человека и мер предметов». Соответствие это отражается в чувстве красоты.

Первый взгляд хотя и не лишен основания, всё же представляется нам узким. Против него говорит уже тот факт, что эстетическое чувство у нас может вызвать созерцание самого простого предмета, например, дерева, цветка или даже красиво окрашенной ткани. Никакого столкновения противоречивых чувств в этом случае нет. Нам ближе вторая точка зрения, хотя ее и нельзя признать достаточно отчетливой. Думается, что в более или менее чистом виде эстетические эмоции вызываются только такими видами искусства, в которых форма и содержание совершенно неразделимы. К ним мы относим в первую очередь музыку. Такое же чисто эстетическое впечатление часто производит на нас красота природы.

Примеры эмоций: «Жажда красоты». «Наслаждение красотой чего-либо или кого-либо». «Чувство изящного, грациозного». «Чувство возвышенного или величественного». «Наслаждение звуками». «Чувство волнующего драматизма» («Сладкая боль»).

Из состава эстетических переживаний можно выделить специальную модификацию – лирические переживания, в которых очень значителен (иногда он даже преобладает над эстетическим) компонент светлой, «опоэтизированной» печали, очевидно, возникающей в связи с подавленными коммуникативными интенциями людей.

К лирическим чувствам как разновидности эстетических относятся: «Чувство светлой грусти и задумчивости». «Поэтически-созерцательное состояние». «Чувство душевной мягкости, растроганности». «Чувство родного, милого, близкого». «Сладость воспоминания о давнем». «Горьковато-приятное чувства одиночества».

• Гедонистические эмоции. К указанной категории мы относим эмоции, связанные с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Гедонистические переживания и соответствующие им эмоциональные ситуации описывались так: «Очень люблю состояние покоя, благополучия, свободы от обязанностей». «Люблю наслаждаться покоем и хорошим физическим самочувствием». «Самые лучшие радости, на мой взгляд, радости самые простые: вкусно поесть, сладко поспать, понежиться под солнцем на пляже».

Примеры эмоций: «Наслаждение приятными физическими ощущениями от вкусной пищи, тепла, солнца». «Чувство беззаботности, безмятежности». «Нега» («Сладкая лень»). «Чувство веселья». «Приятная бездумная возбужденность» (на танцах, вечеринках). «Сладострастие».

• Акизитивные эмоции (от франц. acquisition – приобретение). Эти эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, «коллекционированию» вещей, выходящему за пределы практической нужды в них. Конечно, коллекционирование предметов людьми чаще всего связано с удовлетворением не одной, а нескольких потребностей. Но в их числе, как мы думаем, можно выделить и чистую коллекционерскую потребность, проявляющуюся в том, что люди увлекаются коллекционированием чего угодно – от произведений искусства до зажигалок.

Примеры эмоций: «Стремление нечто многократно приобретать, накапливать, коллекционировать». «Радость по случаю увеличения своих накоплений». «Приятное чувство при обозрении своих накоплений, коллекций».

Использованная литература

эмоциональный стиль