Акцентуации-Неустойчивость, ХАЛ-НПН

Внимание! Результаты и интерпретации, полученные без участия специалистов, не следует воспринимать слишком серьезно. Диагностическую ценность имеют только исследования, проведенные профессиональным психологом.

Результат теста

2][3][46][7][89][1
7
4
5
5
7
3][46][79][0
3
низкиесредниевысокие значения
25][0
10
8][919][0
7
[ достоверный результат ]

Расчеты

Содержательная интерпретация

Нервно-психическая неустойчивость

Понятие «нервно-психическая неустойчивость» объединяет в себе целый ряд предпатологических и частично патологических проявлений особенностей личности, которые предрасполагают к срывам нервной системы и психической деятельности даже при незначительных психических или физических нагрузках.

Наиболее часто нервно-психическая неустойчивость проявляемся при акцентуациях характера, алкоголизме, наркомании и некоторых психических заболеваниях. Основные формы проявления НПН связаны с недостаточной социальной зрелостью, соблюдением моральных норм, требований правил поведения и порядка, нарушениями дисциплины, межличностных отношений и деятельности (трудовой, учебной), предболезненными и болезненными состояниями.

Признаки: акцентуация характера; нарушение дисциплинарных и моральных норм поведения, межличностных отношений и профессиональной деятельности, недостаточная социальная зрелость; болезненные явления.


Акцентуации характера следует рассматривать как заостренный (крайний) вариант психической нормы. При этом самооценка остается адекватной, а конкретный тип акцентуации указывает на уязвимые места характера, которые при определенных условиях могут вызвать психогенную реакцию (ситуативно обусловленные нарушения поведения), привести к декомпенсации или дезадаптации.

Степень выраженности черт характера оценивается по 9-балльной шкале. Акцентуированными считаются крайние значения 1 и 9 баллов, резко выраженными — 2 и 8 баллов, заостренными — 3 и 7 баллов.


Экстраверсия — интроверсия

Экстраверсия: выраженность этого качества характеризует устремленность человека к обществу, большому многолюдному окружению. Интересы таких людей направлены вовне. Они социально открыты и раскованы, легко устанавливают межличностные контакты, общительны и активны. Эти лица с детства отличаются шумным поведением, общительностью, самостоятельностью и смелостью. Они веселы и предприимчивы, любят компании и стремятся к фактическому лидерству, с повышенным жизненным тонусом, оптимизмом, с живым интересом и чувством к новому, просты в общении, доступны и откровенны. Они легко увлекаются и разочаровываются, часто поверхностны в своей деятельности, не способны к систематической и устойчивой работе. Они уверены в успехе своих начинаний, если же они не достигают его — всегда утешаются, быстро заменяя неудавшиеся планы новыми, в успехе которых не сомневаются. Они отзывчивы, разносторонни и нередко производят впечатление «солнечных натур», являются «душой общества», постоянными организаторами коллективных мероприятий. У них нет ни застенчивости, ни робости перед незнакомыми, но зато недостает чувства дистанции, такта, отмечается недисциплинированность, неусидчивость и отвлекаемость. К различным требованиям, правилам и законам относятся достаточно просто и легкомысленно, легко просматривают грань между дозволенным и запрещенным. Плохо справляются с работой, требующей усидчивости, кропотливости, тщательности. Аккуратностью не отличаются ни в выполнении обещаний, ни в денежных операциях, любят прихвастнуть, шиковать Переоценивают свои возможности и способности. Зная и не скрывая особенности своего характера, часто стараются показать себя более конформными. Часто небрежны, невнимательны, беспечны и беззаботны.

Интроверсия: интересы таких людей направлены на внутренние переживания. Они скромны, замкнуты, склонны к самоанализу, внутреннему самообсуждению, стремятся к уединению, скованы в отношениях с другими людьми, активно контакты не устанавливают, заботливы, терпимы к традиционным трудностям, консервативны и педантичны, рассудительны, осторожны, серьезны, молчаливы, озабочены, задумчивы, флегматичны, медлительны, предусмотрительны, сдержанны, владеют собой, пессимистичны, дисциплинированны.


Эксплозивная форма

Характерным для акцентуантов этого типа является несоответствие эмоциональных реакций силе и качеству раздражителей, их вызывающих, т. е. они подвержены относительно более легким изменениям и колебаниям в психическом состоянии. Многообразные нарушения эмоциональной деятельности проявляются в виде резкой неустойчивости настроения, раздражительности, вспыльчивости, невозможности сдержать себя при волнениях, легкости возникновения «срыва» по незначительному поводу, отчетливыми сосудистыми и вегетативными реакциями (бледность или покраснение кожных покровов, общая потливость, расширение зрачков, безмерное учащение пульса, нарушение ритма и глубины дыхания, диспепсические расстройства и др.) Очень типична двигательная реакция — возбуждение, напряжение мускулатуры лица, мимические реакции. Часто в состоянии волнения нарушается речь: начинают заикаться, с трудом произносят слова, скандированная речь и др.

Поводы для развития аффективных реакций весьма различны: распоряжения старших, замечание равного, а нередко даже ситуации, которые не имеют прямого отношения к ним, способны вызвать бурную реакцию. Они не могут спокойно относиться к конфликту между окружающими, тотчас вмешиваются, принимают сторону «несправедливо» обижаемых, громко кричат, имеют тенденцию к агрессивным действиям. Делая, не задумываясь, язвительные замечания в адрес окружающих, они не терпят подобных же реплик, тем более возражений и замечаний в свой адрес, а на легкие обиды реагируют как на тяжелые оскорбления.

Характерными чертами являются непоседливость, «неспособность ожидать», постоянное легкое двигательное беспокойство. Обычно они с трудом занимаются деятельностью, требующей терпения и кропотливого труда, любое ожидание сопровождается у них тягостными переживаниями, вызывает активный протест.

У лиц с выраженной формой акцентуации кроме аффективных расстройств наблюдается нарушение интеллектуального опосредования ситуации и способности сдерживать себя. Мышление конкретное и поверхностное. Внимание характеризуется неустойчивостью.

Из других симптомов постоянно отмечается узость интересов и тяга к хвастовству, лживость, болтливость, сосредоточенность на сексуальных переживаниях. В поведении обнаруживаются демонстративность и оригинальничание. Они игнорируют правила и обязанности, потворствуют своим желаниям. Самоуверенны, склонны брать ответственность на себя.

Характерным является также и расстройство сна: плохое засыпание и неглубокий, чуткий сон, сновидения отражают события дня.


Психастеническая форма

Основу данной формы акцентуации составляет тревожно-мнительный характер. При выраженной форме наиболее характерными являются такие качества, как легкая ранимость, повышенная чувствительность, быстрая истощаемость и утомляемость. Это обычно щепетильные, сентиментальные, деликатные, честные, робкие, застенчивые, снисходительные и внимательные к другим, но придирчивые к себе люди.

Они вечно терзаются сомнениями в правильности своих решений и поступков, справедливости содеянного, постоянно задерживают свое внимание на неудачах. Мучительной «обработке» подвергаются обстоятельства, вытекающие из требований ежедневной будничной ситуации. Склонность копаться в себе: находить в себе недостатки парализует их активность. Так, например, вспоминая о событиях прошедшего дня, он находит массу доказательств того, что он не так поступил, не сказал, не так решил. План наступившего дня представляется ему еще не ясным, ибо обязанности, вытекающие из реальной ситуации, являются для него источником сомнений и мучений. Воспоминания о завершенных делах окрашены мучительными чувствами неудовлетворенности, сознанием своей несостоятельности.

Постоянное недоверие к самому себе заставляет искать помощи у близких, друзей, часто у врачей.

Будучи в силу тревожно-мнительного характера лишенными твердости и уверенности в себе, они продолжают жить больше в мечтаниях, чем в реализации своих глубоких по замыслу планов. Несмотря на богатый кругозор и часто незаурядные способности, эти люди нередко остаются вне активной жизни общества, не могут устроить свою личную жизнь, оказываясь одинокими, без семьи, слывут «мудрыми чудаками».

Одной из чрезвычайно характерных черт психастеников является склонность к самоанализу и потеря чувства реального. В своих мыслях, мечтаниях они видят себя сильными, волевыми, полными планов с возможностью их реализации.

Часто под влиянием астенизирующих воздействий внешних факторов (инфекции, интоксикации, психогений) у данной акцентуации может наступить декомпенсация, проявляющая не только в плане еще большего заострения тревожно-мнительных черт характера, но и в появлении навязчивых состояний различного содержания (навязчивых мыслей — обсессий, страхов — фобий и др.) Когда эти тревоги и опасения направлены на различные ощущения в своем теле, на правильность функционирования внутренних органов и систем, когда на передний план выступает слабость, истощаемость, утомляемость — можно говорить об ипохондрической форме психопатии. Наиболее характерной чертой этой психопатии является склонность к ипохондрическим реакциям, т. е. к необоснованным жалобам на здоровье, концентрации всех мыслей на самочувствии.

Среди психастенических акцентуаций встречаются лица, у которых повышенная чувствительность и ранимость выражены особенно остро. В этих случаях можно говорить о сензитивной форме акцентуации и (или) ее развитии в психопатию. К числу наиболее типичных черт характера сензитивных акцентуаций следует отнести повышенную чувствительность, чрезмерную впечатлительность и истощаемость. У них подчеркнутое чувство собственной неполноценности. Это робкие, застенчивые и малодушные люди. Они вздрагивают от малейшей неожиданности, боятся темноты, падают в обморок при виде крови. Они считают себя некрасивыми, даже уродливыми, смешными и думают, что окружающие их презирают, смеются над ними. Это не бред, а логический вывод из чувства собственной недостаточности. Они краснеют по ничтожному поводу, не могут выступать на собраниях. Смущение и страх овладевают ими во время экзамена и при любом сколько-нибудь ответственном выступлении.

Им свойственны пассивно-оборонительные формы поведения. В силу этого они легко декомпенсируются, дают срывы, у них легко нарушается сон, возникают головные боли, раздражительность, неприятные телесные ощущения.

Недостаточное физическое развитие лиц с психической формой акцентуации характера является благоприятной соматической основой, а слабый тип высшей нервной деятельности — необходимым условием для формирования этой формы акцентуации.

Следует отдельно подчеркнуть, что в условиях сложной жизненной ситуации, требующей выявления гражданских качеств (в период стихийных бедствий, войны), такой человек способен проявить черты мужества, собранности. При атом мнительность, нерешительность с бесплодным мудрствованием и другие качества на какой-то период полностью исчезают.


Шизоидная форма

Основной чертой выраженной шизоидной акцентуации является бросающееся в глаза своеобразие их личности. Для них характерны замкнутость, малая общительность, отгороженность от реального, эгоцентричность, трудность в установлении контакта с людьми. Они отличаются низкой социальной интуицией и низкой «откликаемостью»: мало способны понять настроение группы, почувствовать отношение, не высказанное вслух, не способны к сопереживанию. Интерес к реальной действительности понижен и плохо в ней разбираются, они больше живут своим внутренним миром и измышлениями. Внешний вид их мало беспокоит.

Они отличаются странностями в поведении. Их поступки часто недостаточно мотивированы для постороннего, поведение чудаковатое, действия бывают неожиданны и непонятны для окружающих. Шизотиники склонны к сложным логическим построениям на основе заинтересовавшей их детали, часто малозначительной. Увлечения их могут быть стойкими и необычными, но никогда — демонстративными. Необычность, небанальность и оригинальность мышления основана на чрезвычайном своеобразии логических связей и ассоциаций.

Эмоционально они большей частью холодны, их мало трогают несчастья окружающих. Часто они бывают упрямы, прямолинейны, недоступны влиянию окружающих, обидчивы, самолюбивы. Они плохо приспосабливаются к жизни, не уживаются с окружающими, часто растрачивают свои силы на непродуктивные занятия (коллекционирование, писание странных и фантастических произведении и т. д.). Многое, впрочем, зависит от внешних условий и их способностей. Иногда они обладают очень хорошими способностями, гибкостью ума, изобретательностью, большей частью односторонними (к музыке, живописи, математике, логике и др.) Тогда для них ничего, кроме интересующего предмета не существует, и они могут давать действительно ценную продукцию и занять определенное место в жизни.

Следует отметить, что существует известное разнообразие шизоидных характеров, среди них можно отметить и холодных эгоистов, педантов и художественно одаренные мечтательные натуры, фантазеров — реформистов и т. п. Основное, что объединяет эти характеры — это их дисгармоничность, отсутствие нужной пропорции в соотношении ума, чувства воли, как бы расширение целостной личности.


Истероидная форма

Главной чертой данной акцентуации характера являются эгоцентризм, стремление выделиться манерами поведения, внешним видом. Характерно стремление к позерству, демонстративному поведению, постоянная игра в «тонкую натуру», не понятую окружающими; ненасытная жажда постоянного внимания к своей особе, потребность вызывать восхищение, удивление, почитание, сочувствие, на худой конец приемлемо даже негодование и ненависть в отношении себя, но только не перспектива остаться незамеченным.

Все остальные качества определяются этой чертой характера. Эти лица поистине не бывают одними и теми же даже в течение короткого времени. Поведение, чувства, намерения, высказывания определяются в основном внешней ситуацией Стремление во что бы то ни стало выделиться, обратить на себя внимание, быть центром окружающих — вот главное содержание страстных желаний этого характера Часто эти желания приводят к фантазированию и лжи.

Вследствие недостаточного контроля рассудка над воображением эти лица слабо отличают пережитое в воображении от пережитого в действительности и в своих рассказах невольно примешивают вымысел к истине. Они склонны преувеличивать свою алкоголизацию, прихвастнуть огромным количеством выпитого или блеснуть набором дегустированных вин и др. Наслышавшись о наркотиках и попробовав раз-другой доступный суррогат, они любят расписывать свои наркотические эксцессы, необычный «кайф», прием экстравагантных наркотиков.

Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашивание своей личности с тем, чтобы опять же привлечь к себе внимание.

Привязанности их чрезвычайно лабильны: переход от «безграничной» любви к «жгучей» ненависти может произойти в течение нескольких минут под влиянием ситуации, противоречащей их желаниям и намерениям. Богатое воображение, живая фантазия, облегченное течение ассоциаций в сочетании с зажигательными поэмами, среди которых произведения великих поэтов могут выдаваться за собственное творчество.

В такой же степени, как и привязанности, неустойчивы и волевые действия. Охваченный желанием посвятить себя тому или иному делу, такой человек быстро остывает в своих, намерениях, не будучи способным к длительному волевому напряжению, особенно если это не обещает немедленной славы и восторга со стороны общества. Больше всего такой человек боится, что его сочтут скучным и банальным, похожим на других. «Серая» жизнь его не удовлетворяет, а занять престижное положение, которое тешило бы заостренное самолюбие, не хватает ни способностей, ни, главное, настойчивости. Тем не менее, безделье и праздность часто сочетаются с очень высокими, фактически неудовлетворенными претензиями в отношении будущей профессии и др. Самооценка очень далека от объективности, она контрастирует реальными возможностями и мнением окружающих. Они обычно представляют себя такими, какими в данный момент, скорее всего, обратят на себя внимание.

Заметную позицию в группе они пытаются занять также путем выдумывания привлекающих к ним историй о своих успехах, заслугах, способностях, знакомствах и т. п. Этой цели служит собирание необычных коллекций, занятия йогой и др.


Шкала направленности

Отношение к выбранной профессии, желание ею овладеть, оценка своего физического развития, здоровья и способностей в отношении возможности освоить профессию, выпячивание своих моральных, физических и психических недостатков.


Шкала надежности

При высоком показателе по шкале результаты обследования следует считать недостоверными.

Использованная литература