Зависит ли восприятие иллюзий от личностных качеств?

Психологов давно интересовало, как люди интерпретируют неоднозначные изображения или бистабильные иллюзии. Бистабильные иллюзии обычно имеют две одинаково вероятные интерпретации, но наблюдатель склонен воспринимать только одну интерпретацию одновременно. Например, вращение танцовщицы с известной картинки можно воспринимать как по часовой стрелке, так и против, но не в обе стороны одновременно. Куб Неккера можно видеть как сверху, так и снизу, но опять же, нельзя параллельно удерживать обе интерпретации.

куб Неккера

Наблюдатель обнаруживает, что интерпретация картинки переключается между двумя возможностями. Исследования показывают, что на скорость переключения интерпретации могут влиять такие факторы, как внимание и движения глаз. Однако, существуют и существенные индивидуальные различия между наблюдателями: каждый человек переживают "переключение восприятия" с определенной скоростью, которую можно измерить количеством переключений в минуту при пассивном наблюдении за изображением.

иллюзии: лица-ваза, утка-кролик

Индивидуальные различия в интерпретации

У некоторых наблюдателей отмечается очень низкая скорость переключения, интерпретация переключается примерно каждые 30 секунд. Другие же переключаются между интерпретациями быстро, каждые две-три секунды. Отчего зависят эти индивидуальные различия, остается загадкой.

В новом исследовании (Blake A., Palmisano S, 2021) были изучены потенциальные источники индивидуальных различий в восприятии и вращающейся танцовщицы, и куба Неккера. Авторы задались вопросом, могут ли эти различия быть отнесены к личностным факторам, согласно оценке по Большой пятерке, а также по оценке "дивергентного мышления". С помощью Большой пятерки исследователи получили оценки по «открытости опыту», «сознательности», «экстраверсии», «доброжелательности» и «невротизму». Для измерения дивергентного мышления исследователи провели задание на альтернативное использование (AUT), в котором наблюдателям предлагалось придумать альтернативные варианты использования обычных предметов, таких как ложка или кирпич.

иллюзия: вращающаяся танцовщица

Результаты и ограничения

В отличии от предыдущих исследований (Antinori, Smillie et al. 2017) ни один из личностных факторов Большой пятерки не предсказал скорость перехода между интерпретациями. Однако, результативность на тесте Альтертативного использования (AUT) предсказали скорость переключения. В частности, участники с более высокими баллами по AUT показали более высокую скорость переключения при наблюдении за кубом Неккера. Тестирование AUT предназначено для измерения одного аспекта креативности (дивергентного мышления).

Данный результат повторяет и расширяет исследования Хольгера Клинтмана 1984 года, которое также обнаружило взаимосвязь между «оригинальным мышлением» и скоростью переключения в кубе Неккера. Однако в первоначальном исследовании Клинтмана участники при просмотре изображений фиксировали взгляд на черной точке в центре экрана. В исследовании Блейка и Пальмизано участникам было разрешено или свободно просматривать изображения, и фиксироваться на маленькой точке. Результаты были пректически одинаковыми независимо от положения.

Эти результаты подтверждают идею о том, что креативность (по крайней мере, тип творчества, измеряемый AUT) связана с "более быстрой перестройкой восприятия". Важно отметить, что это исследование не измеряло другой тип творческого мышления, называемый конвергентным мышлением (например, обдумывание уникального решения, которое устраняет несколько препятствий).

Также важно отметить, что авторы не обнаружили тех же результатов для вращающейся танцовщицы, у наблюдающих за которой, как правило, была более медленная скорость переключения относительно куба Неккера. Возможно, силуэт танцовщицы слишком сложно переключить.

Наконец, хотя корреляция между дивергентным мышлением и частотой переключения и была значительной, она при этом была в диапазоне от умеренной до низкой: влияния этого показателя составило около 8% изменчивости в скорости переключения восприятия куба Неккера.

Тем не менее, результаты исследования указывают на то, что когнитивное творчество связано с гибкостью восприятия. Способность переключаться между двумя или более интерпретациями изображения может включать в себя одни и те же мыслительные процессы, необходимые для поиска творческих решений проблемы.