Почему нас пугают человекоподобные роботы. Эффект зловещей долины
Эффект зловещей долины подразумевает, что робот или другой объект, выглядящий почти как человек, вызывает отвращение, неприязнь или пугает. Ощущение может возникнуть при взгляде на искусственную фигуру как на возможно человеческую.
Когда в 1988 году компания Pixar показала короткометражный компьютерный анимационный фильм «Оловянная игрушка», тестовая аудитория возненавидела зрелище псевдореалистичного ребенка по имени Билли, терроризировавшего игрушки. Такая резкая реакция убедила Pixar не создавать чересчур реалистичных человеческих персонажей – с тех пор, чтобы завоевать награды и сердца кинозрителей, компания сосредоточила свои усилия на фильмах о живых игрушках, любопытных роботах и говорящих машинах.
Термин "зловещая долина"впервые ввел в употребление японский робототехник Масахиро Мори в 1970 году, и с тех пор этот феномен остается таким же загадочным. Но ученые начали углубляться в изучение эффекта зловещей долины, чтобы лучше понять, почему роботы или виртуальные персонажи с определенными человеческими характеристиками могут вызывать такие тревожные ощущения. Это понимание может оказаться решающим, поскольку в ближайшие годы человекоподобные роботы или виртуальные компаньоны займут места в домах и на предприятиях.
Айсе Сайгин, ученый-когнитивист из Калифорнийского университета в Сан-Диего, говорит:
«Мы до сих пор не понимаем, почему это происходит и можно ли к этому привыкнуть, и люди не обязательно соглашаются с тем, что оно существует. Это один из тех случаев, когда мы находимся в самом начале понимания».
Метафора зловещей долины предполагает, что внешний вид или поведение, схожие с человеческими, могут сделать искусственную фигуру более привычной для зрителей – но только до определенной степени. Чувство привычности резко падает в зловещую долину, когда искусственная фигура пытается, но не может имитировать реалистичного человека.
«Если они выглядят как люди, но двигаются отрывисто или не могут установить нормальный зрительный контакт, это делает их зловещими», – сказала Сайгин в интрервью InnovationNewsDaily. «Я думаю, что все дело в том, что когда вы выглядите как человек, вы повышаете ожидания для мозга. Когда эти ожидания не оправдываются, возникает проблема в мозгу».
Все слишком по-человечески
Сайгин и ее коллеги-исследователи предполагают, что ощущение зловещей долины возникает, когда искусственная фигура выглядит или ведет себя достаточно реально, чтобы вызвать ментальное переключение – мозг зрителя внезапно начинает рассматривать фигуру как возможного человека. Но искусственная фигура почти неизбежно не выдерживает такого пристального рассмотрения.
«Pixar извлекла урок из« Жестяной игрушки », – сказала Талия Уитли, психолог из Дартмутского колледжа. «Мы должны в точности попасть в человеческий облик или же даже не браться за это».
В лаборатории Уитли обнаружили, что каждый, от студентов Дартмутского колледжа до отдаленного племени в Камбодже, проявляет сильную чувствительность к тому, что кажется человеческим, а что нет. Но такие результаты подтвердились только тогда, когда исследователи показали людям человеческие лица, знакомые их этнической группе.
«История эволюции настроила нас на обнаружение незначительных искажений, указывающих на болезни, психические или физические проблемы», – объяснила Уитли. «Стремиться создать робота или аватара, похожего на человека, – значит идти против миллионов лет эволюционной истории».
Когда это может быть полезно
Большинство людей еще не ожидают (или не хотят) совершенно человечных роботов-любовников, слуг или виртуальных компаньонов в своей жизни. Но уже существуют случаи, когда более человекоподобная искусственная фигура может оказаться полезной.
По словам Карла МакДормана, исследователя робототехники из Университета Индианы, студенты-медики лучше справляются с реальными чрезвычайными ситуациями, если они тренируются на симуляторе, который выглядит и ведет себя как настоящий человек. Остросюжетные голливудские фильмы, в которых хотят использовать компьютерные анимированные фигуры для реальных сцен, также могут извлечь пользу, когда нужен виртуальный дублер или реалистичное эмоциональное исполнение.