Эксперименты над садистами и тёмная тетрада
"Наверняка она не имела в виду ничего плохого", – хмыкаем мы, пытаясь оправдать недоброе замечание знакомой в свой адрес. "Должно быть, он сейчас переживает сильный стресс", – пускаемся мы в рационализации, когда близкий человек обошелся с нами дурно. Правы ли мы, столь поспешно находя объяснения чужому злому поведению, или же все-таки некоторые люди специально ранят других?
Обычно о садизме говорят в связи с преступными действиями или с фетишами. Но на самом деле случается, что "с виду нормальные, обычные люди" тоже зачастую склонны к жестокости. В качестве примеров можно привести жестокость в компьютерных играх, агрессивных видах спорта и в фильмах.
Садисты ищут возможности быть жестокими
Исследователи во главе с Эрин Е. Бакелс высказали мнение о целесообразности причисления так называемого "повседневного садизма" к существующей тёмной триаде черт: нарциссизма, психопатии и макиавеллизма, отмечая, что садизм имеет некоторые общие особенности с психопатией (Buckels, 2013) .
В ходе лабораторных экспериментов исследователи показали, что по наличию садистской черты личности можно предсказать поведение, отражающее "аппетит к жестокости".
Эксперимент 1. Убийцы жуков
В первом эксперименте участникам было предложено выполнить одно из не очень приятных заданий, среди которых было убийство жуков, при этом участники думали, что это исследование на соответствие трудным работам. Были предложены следующие задания:
- убивать жуков (дезинсектор)
- помогать экспериментатору убивать жуков (помощник дезинсектора)
- мыть туалеты (уборщик)
- терпеть холодную воду (работа в условиях сильного холода)
Чтобы сделать задание убивать жуков более ужасным, было придумано устройство в виде модифицированной кофемолки, издающее громкий характерный хруст, а чтобы "очеловечить" жертв, им были даны милые имена – Маффин, Айк и Тутси.
Устройство для "уничтожения" жуков и жуки Маффин, Тутси и Айк с стаканах
Выбравшие убивать жуков участники должны были поочередно загрузить их из стакана в "кофемолку", начиная с Маффина. Участники не знали, что машинка устроена таким образом, что жук не попадет на лопасти и не умрет, все выглядело так, будто жуки умирали ужасной смертью. Помощники дезинсектора должны были просто подавать стаканы с жуками. Те же участники, которые выбрали мыть туалеты или сидеть в холодной воде, были выведены в другое помещение, где им сообщили, что они не обязаны выполнять эти задания. После того, как через убийство жуков прошли несколько участников, оказалось, что некоторые убивали всех трех жуков, а другие отказывались от задания после одного или двух.
Среди участников 12,7% выбрали терпеть холод, 33,8% – мытье туалета, 26,8% – помощь в уничтожении жуков и 26,8% выбрали самим убивать жуков. Соотношение мужчин и женщин не менялось в зависимости от задачи.
В рамках эксперимента участники прошли ряд психологических тестов, в том числе предназначенных для измерения садизма, черт тёмной триады, психопатии и чувствительности к отвращению.
Оказалось, на убийство жуков охотно согласились те участники, которые набрали наибольшие баллы по шкале садизма. В качестве предсказания садистского выбора рассматривались баллы, набранные по шкале тёмной триады и садизма. С увеличением баллов по шкале садизма увеличивалась и вероятность выбора убивать жуков, но показатели по тёмной триаде, а также пол и страх перед жуками никак при этом не менялись.
Оценка садизма во взаимосвязи с выбранным заданием. Планки погрешностей представляют стандартные отклонения
Эксперимент 2. Оглушить соперника
Прежде, чем все убийцы насекомых поставят себе диагноз, учтите, что в следующем эксперименте изучалась готовность участников причинить вред невинному человеку. Исследователи обнаружили, что аспекты тёмной триады и садизм предопределяют немотивированную агрессию в ситуациях, когда это легко сделать.
В ходе второго эксперимента участники соревновались в компьютерной игре, в которой нужно было быстрее противника нажать на кнопку. Соперник был предположительно того же пола, что и испытуемый, и сидел в другой комнате. Победитель имел право нажать на кнопку, определяя уровень громкости белого шума, который вынужден будет услышать соперник. Уровень шума варьировался от 0 (без звука) до 10 (90 дБ), продолжительность регулировалась в реальном времени нажатием на кнопку (максимум 5 секунд). Соперник испытуемого всегда выбирал уровень 0 (без наказания), следовательно, у участника не было оснований для ответных действий. Существование оппонента было якобы "подтверждено" звуковым потоком из другой комнаты. Все участники "выиграли" шесть из восьми раундов, при этом первый и пятый были проиграны. После выигрыша они могли "наказать" проигравшего. Сначала можно было сразу наказать соперника без выполнения задания. В последующих раундах, чтобы наказать соперника, нужно было выполнять задание, которое представляло из себя скучную монотонную вычитку бессмысленного текста и поиск определенных букв. При желании участники могли передумать и отменить наказание. В результате исследователи обнаружили, что только участники, набравшие высокие баллы по шкале садизма, готовы были потрудиться ради причинения вреда невинной жертве.
В обоих исследованиях, сравнивая совпадения с тёмной триадой, Бакелс и коллеги обнаружили, что садизм оказался уникальной предпосылкой жестокого поведения. Они пришли к выводу, что повседневный садизм следует включить в модель тёмной личности "Тёмная тетрада".
В исследованиях Бакелс был отмечен ряд интересных аспектов относительно спектра садистского поведения. Выяснилось, что удовольствие от убийства жуков не означает, что причинение боли людям также будет приносить удовольствие. Тем не менее, второе исследование показало, что некоторые люди изо всех сил стараются причинить вред другим людям. Участники с низкими показателями по шкале садизма, напротив, скорее сами готовы терпеть ледяную воду, чем позволить другому живому существу страдать.
Отличие садизма от психопатии
Нам хочется верить, что все люди хорошие. И наверное, большинство и правда такие, но не все. Но как отличить поведение, пусть не совсем приемлемое, но все же доброжелательное, от намеренно злого?
Лаура К. Джонсон (Johnson, 2019) и ее коллеги исследовали личностную черту субклинического садизма и его отношения к тёмной триаде, отмечая, что садизм имеет схожие особенности с психопатией. Принципиальное отличие в том, что садист не только получает удовольствие от причинения боли другим, он и специально ищет такие возможности. Садисты отличаются от психопатов, которые могут вести себя агрессивно от скуки или ради достижения целей, но не ведут себя преднамеренно жестоко. Люди с психопатией склонны причинять боль другим только тогда, когда им это удобно и легко, в соответствии со своей импульсивной природой и жаждой острых ощущений.
Исследователи соглашаются с тем, что обе черты – и субклинический садизм, и психопатия, связаны с немотивированной агрессией. Они отмечают, что психопатия тесно связана с качеством, которое было обозначено как "злорадство", что подразумевает "получение удовольствия от чужого несчастья или страдания, хотя и косвенное". Люди и с садистскими, и с психопатическими наклонностями склонны к правонарушениям и антисоциальному поведению, лишены эмпатии и плохо распознают эмоциональные состояния. Однако, садисты идут куда дальше обладателей других тёмных черт, активно ища возможности причинять зло.
Хотя садизм и считается в целом довольно редким явлением, на деле встречается гораздо чаще, чем мы думаем. Поскольку существует широкий спектр проявления садизма, то мы зачастую готовы списать злобное поведение на шутку, хотя реально за ним может стоять что-то более зловещее.